Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности внешнеэкономической деятельности в России
Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны – это совокупность отраслей, объединений, предприятий, фирм, организаций, производящих и реализующих экспортную продукцию всех видов, закупающих и перерабатывающих импортные товары (услуги), осуществляющих другие формы ВЭД, а также государственные и общественные структуры, способствующие и содействующие осуществлению ВЭД.
ВЭК включает следующие звенья:
· государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);
· хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;
· хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;
· организации, содействующие ВЭД;
· заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.
ВЭД реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций. В первом случае она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей; во втором – на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права.
Современной задачей развития ВЭК является преобразование его в динамичную и сбалансированную производственно-коммерческую систему, ориентированную на интенсификацию и активизацию участия нашей страны в мирохозяйственных связях, на формирование открытого по отношению к мировому хозяйству типа экономики.
Условиями успешного развития ВЭК являются:
· наращивание экспортного потенциала;
· включение в различные формы совместного предпринимательства;
· наличие конкурирующих производств;
· повышение самостоятельности и ответственности регионов, предприятий, фирм при осуществлении ВЭД.
Коммерческая деятельность на внешнем рынке, в сравнении с подобной деятельностью внутри страны, характеризуется многими особенностями, которые определяются общими чертами международной коммерческой деятельности, присущими большинству зарубежных рынков (табл. 4).
Таблица 4
Общие черты международной коммерческой деятельности
Характеристика
| Содержание
| Организационно-
правовые условия
| Базируются на национальных законодательных нормах стран-контрагентов, а также нормах, вытекающих из международных соглашений, особенно тех, которые действуют на многосторонней основе. Необходимо учитывать и утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи (узансы[3]), установившиеся правила коммерческой деятельности, существующую торговую практику.
| Емкость рынка
и конкуренция
между продавцами
| Мировой рынок отличается большей емкостью и острой конкуренцией. В этих условиях солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров на конкретном рынке, обстоятельно изучают потенциальных покупателей, их реальные запросы, стремясь подыскать надежных клиентов, по возможности постоянных.
| Маркетинг
| Для мирового рынка не характерен товарный дефицит, а чаще свойственно изобилие товаров. Это побуждает проводить активную маркетинговую работу.
| Услуги продавцов
| Зарубежные покупатели и потребители привыкли к получению от продавцов широкого спектра услуг. Особое значение придается вопросам технического обслуживания продаваемой продукции. Круг технических услуг включает предпродажную подготовку товара, послепродажное техническое обслуживание в течение гарантийного срока и в послегарантийный период.
| Ценообразование, определение
уровня контрактных цен
| Зарубежные коммерсанты при заключении внешнеторговых сделок ориентируются на уровень мировых цен, складывающихся на базе цен крупных сделок, заключаемых в ведущих центрах мировой торговли. Основополагающим ценообразующим фактором служит соотношение предложения и спроса на конкретный товар в данный момент.
| Фирменная
структура товарных рынков
| Среди множества фирм, действующих на том или ином товарном рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке. Как правило, такие фирмы достигают высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней продуктивной коммерческой работы.
| Деловая репутация фирм
| Приобретенная фирмой репутация – деловое реноме является важнейшей привлекательной стороной при выборе иностранного партнера. Солидные иностранные фирмы стремятся всячески укрепить свое положение на рынке, твердить свой авторитет в деловом мире, завоевать благожелательное отношение, симпатии своих партнеров.
|
Формы ВЭД – это способ существования данного вида деятельности, внешнее проявление (оформление) его сущности.
Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, которые можно объединить в пять групп:
1) торговля,
2) индустриальное,
3) научно-техническое,
4) финансовое,
5) культурное сотрудничество.
Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу.
Формы ВЭД, имеющие наибольшее распространение в России и их краткая характеристика, приведены в табл. 5. Группировка форм представлена на рис. 3.
Таблица 5
Формы ВЭД в России
Форма
| Содержание
| Внешняя торговля
| Экспорт и импорт товаров в материально-вещественной форме.
Товарообменные операции.
Оказание различного рода услуг.
Выполнение работ при взаимодействии с иностранными контрагентами и т.д.
| Военно-техническое
сотрудничество (ВТС)
| В Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» ВТС определена как «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения»
| Научно-техническое
и научно-
производственное сотрудничество
| Производственное кооперирование.
Совместные предприятия.
Выполнение НИОКР.
Предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников иностранного производства, продажу в иностранные государства аэрофотоснимков их территории, сделанных с российских спутников высокоточной аппаратурой, создание новых материалов, созданный в условиях невесомости).
Торговля лицензиями, патентами, регистрация товарных знаков
| Строительство и проектно-
строительные
услуги
| Строительство объектов за рубежом при содействии российских организации и на территории нашей страны с участием иностранных фирм. Проектно-изыскательские работы.
Модернизация и реконструкция ранее построенных объектов.
Предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и др.
| Инвестиционное
сотрудничество с иностранными
партнерами
| Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику и инвестирование за рубежом
| Сотрудничество
в валютно-
финансовой
и кредитной сфере
| Получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных и страховых операций
| Лизинг
| Сдача в аренду российскими арендодателями различной машиностроительной продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам.
Аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга.
| Сотрудничество
на компенсационной
основе
| Простые и сложные компенсационные сделки, переработка давальческого сырья (толлинг) и другие виды встречной торговли.
| Сотрудничество
в области транспорта
| Международные перевозки экспортных и импортных грузов.
Транзитные перевозки иностранных грузов.
Транспортно-экспедиторское обслуживание.
|
Сотрудничество в области связи
и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ
| ТВ.
Радиовещание.
Газетно-журнальная продукция.
Документально-кинематографическая продукция
| Социально-культурные
услуги
| Розничная торговля.
Общественное питание.
Гостиничное хозяйство.
Образование.
Здравоохранение.
Физкультура и спорт.
Торговля авторскими правами и т.д.
| Издательско-
полиграфическая деятельность
| Совместное написание научных трудов исторического, философского, экономического, социологического и иного профиля.
Совместное написание общеобразовательных и популярных книг.
Публикация статей и книг российских авторов в зарубежных издательствах.
Публикация статей и книг иностранных авторов в России.
| Иностранный туризм
| Экспорт и импорт туристских услуг.
Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывания в зарубежных странах.
| Внешнеэкономическая
реклама
| Используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и реализации иностранной продукции на территории нашей страны.
| Сотрудничество
в области рыбного
хозяйства
| Лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами.
Реализация морской продукции в России и за рубежом.
| Прибрежная и приграничная торговля
| Имеют большое значение для многих регионов и субъектов в России
и за рубежом.
|
| | |
Рисунок 3. Формы ВЭД в Российской Федерации
Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.
|