Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности внешнеэкономической деятельности в России






Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны – это совокупность отраслей, объединений, предприятий, фирм, организаций, производящих и реализующих экспортную продукцию всех видов, закупающих и перерабатываю­щих импортные товары (услуги), осуществляющих дру­гие формы ВЭД, а также государственные и общественные структуры, способствующие и содействующие осуществле­нию ВЭД.

ВЭК включает следующие звенья:

· государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);

· хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную про­дукцию и потребляющие импортную продукцию;

· хозяйствующие субъекты (юридические и физиче­ские лица), совершающие экспортно-импортные операции;

· организации, содействующие ВЭД;

· заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

ВЭД реализуется на уровне как государственных орга­нов власти и управления, так и хозяйственных организа­ций. В первом случае она направлена на установление меж­государственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих раз­витие и повышение эффективности экономических связей; во втором – на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права.

Современной задачей развития ВЭК является преоб­разование его в динамичную и сбалансированную про­изводственно-коммерческую систему, ориентированную на интенсификацию и активизацию участия нашей страны в мирохозяйственных связях, на формирование открытого по отношению к мировому хозяйству типа экономики.

Условиями успешного развития ВЭК являются:

· наращивание экспортного потенциала;

· включение в различные формы совместного предпри­нимательства;

· наличие конкурирующих производств;

· повышение самостоятельности и ответственности регионов, предприятий, фирм при осуществлении ВЭД.

Коммерческая деятельность на внешнем рынке, в срав­нении с подобной деятельностью внутри страны, харак­теризуется многими особенностями, которые определя­ются общими чертами международной коммерческой деятельности, присущими большинству зарубежных рын­ков (табл. 4).

Таблица 4

Общие черты международной коммерческой деятельности

 

Характеристика Содержание
Организационно- правовые условия Базируются на национальных законодательных нормах стран-контрагентов, а также нормах, вытекающих из международных соглашений, особенно тех, которые действуют на многосторонней основе. Необходимо учитывать и утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи (узансы[3]), устано­вившиеся правила коммерческой деятельно­сти, существующую торговую практику.
Емкость рынка и конкуренция между продавцами Мировой рынок отличается большей емкостью и острой конкуренцией. В этих условиях солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров на конкретном рынке, обстоятельно изучают потен­циальных покупателей, их реальные запросы, стремясь подыскать надежных клиентов, по возможности постоянных.
Маркетинг Для мирового рынка не характерен товарный дефицит, а чаще свойственно изобилие товаров. Это побуждает проводить активную маркетинговую работу.
Услуги продавцов Зарубежные покупатели и потребители привыкли к получению от продавцов широкого спектра услуг. Особое значение придается вопросам технического обслуживания продаваемой продукции. Круг технических услуг включает предпродажную подготовку товара, послепродажное техническое обслуживание в течение гарантийного срока и в послегарантийный период.
Ценообразование, определение уровня контрактных цен   Зарубежные коммерсанты при заключении внешнеторговых сделок ориентируются на уровень мировых цен, складывающихся на базе цен крупных сделок, заключаемых в ведущих центрах мировой торговли. Основополагающим ценообразующим фактором служит соотношение предложения и спроса на конкретный товар в данный момент.
Фирменная структура товарных рынков Среди множества фирм, действующих на том или ином товарном рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке. Как правило, такие фирмы достигают высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней продуктивной коммерческой работы.
Деловая репутация фирм Приобретенная фирмой репутация – деловое реноме является важнейшей привлекательной стороной при выборе иностранного партнера. Солидные иностранные фирмы стремятся всячески укрепить свое положение на рынке, твердить свой авторитет в деловом мире, завоевать благожелательное отношение, симпатии своих партнеров.

 

Формы ВЭД – это способ существования данного вида деятельности, внешнее проявление (оформление) его сущ­ности.

Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, которые можно объединить в пять групп:

1) торговля,

2) индустриальное,

3) научно-техническое,

4) финансовое,

5) культурное сотрудничество.

Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу.

Формы ВЭД, имеющие наибольшее распростране­ние в России и их краткая характеристика, приведены в табл. 5. Группировка форм представлена на рис. 3.

Таблица 5

Формы ВЭД в России

 

Форма Содержание
Внешняя торговля   Экспорт и импорт товаров в материально-вещественной форме. Товарообменные операции. Оказание различного рода услуг. Выполнение работ при взаимодействии с иностранными контрагентами и т.д.
Военно-техническое сотрудничество (ВТС) В Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» ВТС определена как «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения»
Научно-техническое и научно- производственное сотрудничество Производственное кооперирование. Совместные предприятия. Выполнение НИОКР. Предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников иностранного производства, продажу в иностранные государства аэрофотоснимков их территории, сделанных с российских спутников высокоточной аппаратурой, создание новых материалов, созданный в условиях невесомости). Торговля лицензиями, патентами, регистрация товарных знаков
Строительство и проектно- строительные услуги   Строительство объектов за рубежом при содействии российских организации и на территории нашей страны с участием иностранных фирм. Проектно-изыскательские работы. Модернизация и реконструкция ранее построенных объектов. Предоставление инженерно-консульта­ционных услуг (инжиниринг) и др.
Инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику и инвестирование за рубежом
Сотрудничество в валютно- финансовой и кредитной сфере Получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных и страховых операций
Лизинг Сдача в аренду российскими арендодателями различной машиностроительной продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам. Аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у ино­странных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга.
Сотрудничество на компенсационной основе Простые и сложные компенсационные сделки, переработка давальческого сырья (толлинг) и другие виды встреч­ной торговли.
Сотрудничество в области транспорта Международные перевозки экспортных и импортных грузов. Транзитные перевозки иностранных грузов. Транспортно-экспедиторское обслужи­вание.

 

Сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электрон­ных средств, СМИ ТВ. Радиовещание. Газетно-журнальная продукция. Документально-кинематографическая продукция
Социально-культурные услуги Розничная торговля. Общественное питание. Гостиничное хозяйство. Образование. Здравоохранение. Физкультура и спорт. Торговля авторскими правами и т.д.
Издательско- полиграфическая деятельность     Совместное написание научных трудов исторического, философского, экономического, социологического и иного профиля. Совместное написание общеобразовательных и популярных книг. Публикация статей и книг российских авторов в зарубежных издательствах. Публикация статей и книг иностранных авторов в России.
Иностранный туризм Экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывания в зарубежных странах.
Внешнеэкономическая реклама Используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и реализации иностранной продукции на территории нашей страны.
Сотрудничество в области рыбного хозяйства Лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами. Реализация морской продукции в России и за рубежом.
Прибрежная и приграничная торговля Имеют большое значение для многих регионов и субъектов в России и за рубежом.

 

 
 

 

 


Рисунок 3. Формы ВЭД в Российской Федерации

 

Формы ВЭД характеризуются большим многообра­зием и подвижностью. По мере интенсификации мирохо­зяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал