Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы регулирования внешнеэкономической дея­тельности.






С целью регулирования ВЭД органами госу­дарственного управления издаются акты правового регу­лирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодей­ствующих на внешнем рынке.

Для регулирования ВЭД используются четыре группы методов:

§ международные торговые договоры;

§ тарифное регулирование внешней торговли;

§ нетарифные (админи­стративные) меры регулирования внешней торговли;

§ эко­номические методы государственного стимулирования экс­портного производства и развития экспортного потенциала.

Первая группа методов регулирования ВЭД – между­народные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаим­ных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения (5-10 лет и более) о торговле и других формах взаимодействия. Также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международ­ных договоров, соглашений и протоколов состоят из обяза­тельной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересо­ванностью предпринимателей.

Вторая группа методов регулирования ВЭД – тарифное регулирование внешней торговли, основой которого явля­ются таможенные тарифы, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

Третья группа методов регулирования ВЭД – нета­рифные (административные) меры регулирования внешней торговли, которые подразделяют на две группы: протекцио­нистские меры и административные формальности.

Протекционистские меры направлены на прямое огра­ничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства.

Лицензирование – система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на опреде­ленные периоды времени по отдельным товарам, включен­ным в перечень продукции общегосударственного назначе­ния.

Контингентирование (квотирование) экспорта и им­порта – количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судеб­ные и административные разбирательства претензий, кото­рые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб мест­ным производителям аналогичной продукции.

Ценовые преференции устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минималь­ной разницы в ценах, по которым товары и услуги импор­тера должны быть ниже цен национальных производите­лей. Только в том случае национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем на указанный минимум.

Меры, относящиеся к административным формально­стям, ограничивают торговлю.

Таможенные формальности. В их основе лежит тамо­женный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, поря­док рассмотрения жалоб. Таможенные формальности явля­ются одними из самых эффективных методов регулирова­ния ВЭД.

Технические процедуры. Они устанавливаются в зако­нодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Одним из видов техни­ческих барьеров является требование сертификации това­ров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испыта­ниям на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиацион­ным, ветеринарным, экологическим и другим показателям. Данная процедура носит избирательный характер, но она может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если забла­говременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требова­ния по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Государственные регу­лирующие органы Российской Федерации могут приоста­новить операции участников ВЭД в случае поставки недо­брокачественной продукции, невыполнения обязательств экспортных поставок при одновременном экспорте анало­гичных товаров в других формах, экспорта по необосно­ванно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применя­ется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубеж­ным, допустившим нарушение законодательства.

Четвертая группа методов регулирования ВЭД – эко­номические методы государственного стимулирования экс­портного производства и развития экспортного потенци­ала. В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов. Рассмотрим важнейшие из них.

Прямое государственное финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дота­ций из бюджета для устранения разницы между себестои­мостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случаях поставок крупных материалоемких товаров (при поставках судов, нефтяных буровых платформ и т.п.).

Государственное финансирование НИОКР. В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ, государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финан­сировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. К косвенному финансированию также отно­сится возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передача экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как пра­вило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распростра­нено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зави­симости от доли экспорта в их производстве. Часто при­меняется разрешение фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного про­изводства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера может быть внутренним и внешним:

§ внутреннее кредитование осуществляется через госу­дарственные банки предоставлением кредитов среднесроч­ных (до пяти лет) и долгосрочных (до 20—30 лет) на разви­тие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление креди­тов осуществляется на благоприятных условиях по ста­бильным ставкам;

§ внешнее кредитование нацелено на выделение кре­дитов импортерам в форме финансовых и товарных кре­дитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностран­ными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления – внутреннее и внешнее.

§ Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное про­изводство.

§ При осуществлении внешнего страхования государство за счет бюджета берет на себя часть политических и ком­мерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполне­ние контрактов. К коммерческим рискам относятся коле­бания валютных курсов, банкротства, изменения в тамо­женной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Помощь государственным представительствам за грани­цей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.п. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финан­сирования исследования иностранных рынков и т.д. Для этого в странах с рыночной экономикой проводится орга­низационная, статистическая, исследовательская и инфор­мационная работа. Осуществляется сбор статистических данных, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, изда­ются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают ком­мерческую информацию, находят иностранных контраген­тов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

Схематично методы регулирования ВЭД представлены на рис. 4.

 
 

 

 


Рисунок 4. Методы регулирование ВЭД

 

Новые тенденции в развитии политики государствен­ной поддержки экспорта состоят в большей ориентации на меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспорт­ного субсидирования и дотирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал