Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, методы и система административного права.






Административное право - это совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, в процессе практической реализацией исполнительной власти.

 

К предмету административного права относится закрепление структуры и системы органов исполнительной власти, их функций и полномочий, закрепление порядка поступления и прохождения государственной службы, порядка привлечения к административной ответственности, порядка организации административного процесса, закрепление форм и методов реализации исполнительной власти и т.д.

Предметом административного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением исполнительной власти.Для уяснения предмета административного права необходимо учитывать следующие признаки этих отношений:

- эти отношения возникают в сфере государственного управления;

- в этих отношениях обязательно участвует специальный субъект – орган исполнительной власти;

- субъекты этих отношений находятся в неравном положении;

- орган исполнительной власти реализует свои государственно-властные полномочия.

- административно-правовые отношения – это властеотношения.

- споры, возникающие между субъектами административно-правовых отношений, преимущественно разрешаются во внесудебном порядке.

- административно-правовые отношения возникают по инициативе обеих сторон, но возможны случаи, когда инициатива невластного субъекта не всегда учитывается.

- основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, которые делятся на действия и события.

Общественные отношения урегулированные нормами административного права называются административно-правовыми отношениями.

 

Методы административного права – это приемы и способы, используемые данной отраслью для регулирования общественных отношений являющихся предметом этой отрасли.

К методам административного права относятся:

1. Административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний. Этот метод называется административно-правовым методом. Он выражается в категоричной форме, т.е. предписания исходят от государственно-властного органа (органа исполнительной власти) и подлежат обязательному исполнению другой стороной. Административно-правовой метод ограничивает волю субъектов и предполагает представления субъектами правовых отношений отчетов о своей деятельности, на основании которых эта деятельность может быть ограничена или приостановлена. Административно-правовой метод регулирования носит обязывающий характер, поэтому неисполнение предписаний влечет применение мер государственного принуждения, вплоть до привлечения к юридической ответственности.

2. Уголовно-правовой метод или метод запрещения определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, мер дисциплинарной или административной ответственности).

3. Гражданско-правовой метод или метод предоставления возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, этот метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора (например, решение вопроса о применении мер административной ответственности).

4. Предоставление возможности действовать по своему усмотрению (например, субъект сам решает, обжаловать действия должностных лиц или не обжаловать).

5. Допуск паритетного юридического положения сторон (процессуальное равенство).

 

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права или под системой понимается расположение административно-правовых норм в определенной последовательности.

В науке административного права известны несколько видов систематизации административно-правовых норм.

I. Это деление административно-правовых норм на 2 части: общая; особенная.

Общая часть административного права содержит нормы регламентирующие:

принципы организации исполнительной власти;

формы и методы реализации исполнительной власти;

нормы, регламентирующие правовой статус субъектов административно-правовых отношений;

нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности;

нормы, обеспечивающие контроль и надзор в сфере исполнительной власти;

административно-процессуальные нормы.

Особенная часть объединяет нормы, закрепляющие порядок государственного управления в отдельных отраслях и сферах. В связи с этим выделяют:

1) Нормы, закрепляющие порядок управления экономической сферой: промышленностью; сельским хозяйством; транспортом; связью; строительством, природопользованием, финансово-кредитной сферой; экономической сферой; таможенным делом и торговлей.

2) Нормы, закрепляющие порядок управления социально-культурной сферой: здравоохранением, социальной защитой, образованием, наукой, культурой, спортом;

3) Нормы, закрепляющие порядок управления административно-политической сферой: обороной, государственной безопасностью, внутренними и внешними делами, юстицией.

Данная систематизация, по мнению ученых, содержит существенные недостатки, поэтому используется еще и институционная систематизация норм административного права.

 

II.Институционная систематизация объединяет административно-правовые нормы в отдельные институты административного права, к которым относятся:

институт исполнительной власти;

институт государственной службы;

институт административной ответственности;

институт административного процесса;

институт способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти;

институт административно-правовых режимов и т.д.

 

III. Административно-правовые нормы объединены в 4 подотрасли административного права:

1) право государственного управления в рамках, которой изучается деятельность органов исполнительной власти;

2) полицейское право объединяет нормы, регламентирующие правила обеспечения общественного порядка, безопасности и порядок привлечения к юридической ответственности;

3) право административной юстиции объединяет нормы, регламентирующие порядок судебного и внесудебного рассмотрения административно-правовых споров;

4) информационное право – объединяет нормы, регламентирующие порядок создания, функционирования и государственного контроля в области СМИ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал