![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие психики
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Рассмотрим каждое из них в отдельности.
1. Материалистический подход. Согласно данному пониманию, психика – это особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир. Рассмотрим данное определение по частям (в форме таблицы).
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат). Это – активный процесс взаимодействия человека с миром, т.к.: - сопряжено с поиском, выбором информации; - подвергает поступающую информацию сложной переработке в коре головного мозга; - сохраняет (удерживает) образы отраженных явлений; - связано с определенным отношением, чувствами, потребностями человека.
Психика – это субъективный образ объективного мира. Рассмотрим данное определение по частям:
2. Идеалистический подход. В соответствии с данным пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим. Рассмотрим оригинальную, тяготеющую к философскому идеализму концепцию сущности и происхождения психического, принадлежащую французскому биологу, антропологу и гуманисту Пьеру Тейяру де Шардену. Тейяр де Шарден говорит о вечности существования в мире идеального начала, его параллельного развития вместе с материальным началом. Он ведет предысторию психического с незапамятных времен, именуемых «преджизнью». Психическая энергия противостоит физической, сочетаясь с ней. В отличие от физической энергии, которая в развитии порождает многообразие материального мира, психическая энергия в своем прогрессивном преобразовании порождает многообразие психических явлений, которыми наделены живые существа от простейших до человека. «Обе энергии – физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира… постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». [Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверх-жизнь. – М., 1987. – c. 60.] Тейяр де Шарден допускает, что по существу всякая энергия имеет психическую природу. Земная энергия с самого начала существования этой планеты стремилась выделиться и освободиться. Первоначально ее действие проявлялось в структурировании и развитии правильных, совершенных форм в неживой материи (например, кристаллизация). С появлением органической материи психическая энергия «сгустилась» в ней и далее развивалась, порождая все более совершенные формы, в прямой связи с эволюцией живой материи. Жизнь на Земле и зародилась впервые благодаря сгущению в материи психической энергии. Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие «мутации», произошедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Дальнейшее развитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволюционного скачка – мысли и сознания.
|