Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие психики в животном мире
Проблема возникновения психики проблема ее развития тесным образом связаны между собой. Существует целый ряд попыток принципиального решения этой проблемы: 1) антропопсихизм (Декарт): возникновение психики связывается с появлением человека, психика существует только у человека; 2) панпсихизм (французские материалисты): всеобщая одухотворенность природы: всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3) биопсихизм: психика – это свойство живой природы (присуще и растениям); 4) нейропсихизм (Ч.Дарвин): психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; 5) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность). В отечественной психологии наиболее распространенной является концепция развития психики А.Н.Леонтьева (5 подход, см. выше).Свои взгляды о развитии психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, он изложил в книге «Проблемы развития психики» (позднее они были доработаны и уточнены К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных). Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии: стадия элементарной сенсорной психики и стадия перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший (см. Приложение 2). Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Таков механизм совершенствования психики. В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения. Инстинкты – врожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы – от низших животных, насекомых до человека. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и продолжения рода. Основной механизм осуществления инстинкта – безусловные рефлексы. Инстинктивное поведение производится автоматически, без сознательного контроля. Инстинктивное поведение обеспечивает возможности выживания с самых первых моментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимой потребности и становится неадекватным. Приведем пример. Очень важным инстинктом гусят является инстинкт следования. Родившийся гусенок готов следовать за первым движущимся объектом, который попадает в его поле зрения. В обычных условиях это биологически целесообразно – он следует за мамой-гусыней. Исследователи поведения животных неоднократно проводили опыты, в которых первым движущимся объектом, попавшим в поле зрения гусенка, был человек или катящийся шар (заводная игрушка). Гусенок начинал следовать за ней. Таким образом, инстинктивное поведение целесообразно в стереотипных условиях и нецелесообразно в изменяющейся среде.
По мере усложнения жизни ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды, - навык. Навык – это способ поведения, возникающий в результате научения, закрепленный путем упражнений и повторения. В основе навыка лежит система условных рефлексов, поэтому это более гибкая, пластичная форма поведения. Навыки осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля. Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются. Приведем пример выработки навыка. В одном из опытов использовался большой аквариум, который был разделен стеклянной перегородкой на две части. В одной из них находились щуки, а в другой – пескари. Щуки пытались догнать и схватить пескарей, но постоянно наталкивались на преграду. После нескольких неудачных попыток, щуки стали избегать пескарей. Затем стекло-преграда было убрано. Однако щуки по-прежнему избегали пескарей, уплывали от них.
В процессе приспособления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препятствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни инстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой задачей. В этих случаях определенные животные способны к так называемому интеллектуальному поведению. Интеллектуальное поведение проявляется в способности животного найти, «придумать» новый способ решения и более того – перенести этот способ на другую задачу, причем иногда довольно сложную. Приведем в качестве иллюстраций интеллектуального поведения опыты, проведенные немецким психологом В.Келером с обезьянами.
Опыт 1. Обезьяну – шимпанзе – помещают в большой вольер, за пределами которого на значительном расстоянии кладется приманка. Животное не может ее достать непосредственно лапами. Но в клетке, где оно находится, имеется две палки небольшой длины, каждой из которых недостаточно для того, чтобы достать приманку. Обезьяна пытается несколько раз поочередно добыть корм с помощью каждой из этих палок, но терпит неудачу. Тогда она садится и «размышляет». Внезапно находится решение: обезьяна берет в руки обе палки и пытается их соединить друг с другом, стараясь изготовить длинное орудие, с помощью которого можно было бы добыть приманку.
Опыт 2. В том же вольере к потолку подвешивают банан. Он находится на такой высоте, что с прыжка обезьяна не может его достать. Никаких других подручных средств в наличии не имеется. В вольере вместе с обезьяной находится только человек. Тогда, обезьяна внезапно подходит к человеку и тащит его за руку к тому месту, где наверху повешен банан. Когда человек подчиняется, обезьяна прыгает ему на плечи и уже с помощью прыжка, совершаемого с плеч человека, достает желанный банан.
«Разумное» поведение животных при всей своей сложности и многоплановости направлено главным образом на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Она всегда носит конкретный чувственно-двигательный характер. Для того, чтобы установить связи между предметами, явлениями (а именно это является существенным признаком интеллектуальной деятельности), им необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно. Животные, даже высшие – обезьяны, не способны к абстракции, обобщению, понятийному мышлению, пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей. Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики – сознании человека.
|