![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие внимания. Физиологическая основа внимания.
В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточился на том, что он делает. Представьте себе ребенка, увлеченного процессом рисования. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят взрослые, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального.
Внимание – целенаправленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Объектом внимания может быть все что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание в жизни человека выполняет много различных функций. Оно: - активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; - способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; - обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности; - контролирует и регулирует деятельность. Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет… соответствующими органами чувств». Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлексу воздействие нового объекта на нервную систему человека становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые подвергаются воздействию новых раздражителей, создается сильный и устойчивый очаг возбуждения. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление, что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем обуславливается переключение внимания с одного предмета на другой. И.П. Павлов прибегал к образному сравнению для того, чтобы объяснить это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».(см. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. – Полн. Собр. Соч. 2-е изд., доп. М. – Л., Изд-во АН СССР, 1951, т.III, кн. 1, с.248.) Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «тень» - участкам, находящимся в заторможенном состоянии.
|