![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.
Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Степень или сила сосредоточенности – это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Устойчивость – это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредотачиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Объем – это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов – букв, геометрических фигур, знаков – на 0, 1 с. Сколько объектов запомнил человек – таков его объем внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности (например, сангвиники), а другие медленно и с трудом (например, флегматики).
|