Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальные особенности воображения у людей
Воображение различается у людей по нескольким признакам: 1) по яркости образов: у некоторых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчетливые, что теряется различие между реальной действительностью и образами фантазии. Например, Жорж Санд говорила о том. Что запах плюща вызывал в ее глазах дикий испанский пейзаж. Л.Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения; 2) по степени реалистичности, правдивости: для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности; 3) по широте воображения: определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, истории человека, техники и искусства. Таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ж.Верн, сумевшие отразить в своем творчестве факты и события разнообразных времен и мест; 4) по произвольности: умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации. Неорганизованное воображение обычно теряет задачу, как направление, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы; 5) по профессиональной деятельности и доминирующим потребностям: направленность личности как бы создает очаги повышенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности; 6) по типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.); 7) по устойчивости процесса творческого воображения: у разных людей состояние вдохновения (высшей точки, кульминации творческого воображения) имеет разную продолжительность, частоту наступления. Вопросы и задания для самоконтроля 1. В чем заключается связь воображения и мышления? 2. Какие функции воображения выделяют? 3. Что является физиологической основой воображения? 4. Назовите виды воображения. По каким основаниям они классифицированы? 5. Выделите приемы создания образов. Приведите примеры, иллюстрирующие их. 6. В чем заключаются индивидуальные особенности воображения у людей? 7. * Составьте кроссворд по разделу «Познавательная деятельность». Литература
1. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. – М., 1969. 2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 320-325. 3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986. 4. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 217-223. 5. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990. – С. 80-100.
|