Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Профессиональная подготовка юриста и юридическое образование в современной России






2.1. Понятие и виды профессиональной подготовки юристов.

2.2. Уровневое юридическое образование

2.3. Основные элементы профессионального юридического образования.

2.4. Организация учебного процесса в юридических ВУЗах России

2.5. Профессиональные возможности, перспективы и трудности юридической профессии.

 

 

2.1. Понятие и виды профессиональной подготовки юристов. Содержание и эффективность всех видов юридического образования, доступ к нему всегда привлекали внимание общества. В последние годы в новых условиях эти проблемы обострились. С одной стороны, резко расширился доступ к различным видам и формам юридического образования. С другой - возникла опасность получения некачественного юридического образования, не дающего должной подготовки к труду юриста и даже в лучших случаях ориентированного на уже устаревшие задачи.

Под профессиональной подготовкой юристов в данном случае понимается получение юридического образования в том смысле, какой дан в Преамбуле Закона РФ " Об образовании". Здесь сказано: " Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом".

По своему характеру и содержанию профессиональная подготовка юриста между тем должна отражать потребности в профессиональной юридической деятельности. Общество и от его имени государство призваны заботиться о том, чтобы желающие стать юристами получали именно те знания и навыки, которые необходимы для осуществления профессиональных обязанностей.

Виды профессиональной подготовки юристов. Сейчас они весьма разнообразны и требуют подробного описания. Традиционными видами являются:

1) среднее юридическое образование;

2) высшее юридическое образование;

3) подготовка в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре.

Готовить юристов в России имеют право только учебные заведения, получившие для этого необходимые виды разрешений: лицензию и аккредитацию, что позволяет, во-первых, обучать студентов в соответствии с государственными стандартами, и во-вторых, выдавать пользующиеся признанием дипломы.

 

2.2. Уровневое юридическое образование

Сейчас в вузах РФ ведется подготовка так называемых бакалавров и магистров. Переход на такую систему ориентирован на определенные международные соглашения, обозначаемые как Болонский процесс.

В России и на территории СНГ право именоваться юристами по образованию имеют люди, получившие высшее или среднее юридическое образование как в общегражданских государственных и коммерческих учебных заведениях, так и в учебных заведениях ведомственной принадлежности. К первым относятся университеты, академии, институты, колледжи. Ко вторым - учебные заведения - юридические институты и академии МВД РФ, специальные учебные заведения других министерств, которым особо предоставлено право готовить юристов.

При этом юристом по образованию можно стать и получив повторное профессиональное образование.

Юрист по образованию в России рассматривается как получивший полный набор юридических знаний. Это так называемый общий юрист, который по характеру образования предназначен к выполнению любой работы, признаваемой юридической, и к выполнению многих иных видов деятельности, которые по своему содержанию не являются юридическими, но близки к ней (управление в административных органах, кадры, маркетинг и пр.). Юристами являются также и лица, окончившие учебные заведения, в которых дается более специальная подготовка. Это юридические институты МВД, которые готовят следователей органов внутренних дел, специалистов по борьбе с организованной преступностью.

Многие коммерческие высшие и средние учебные заведения планируют подготовку юристов хозяйственно-правовой, банковской, международной специализаций. Среди традиционных вузов специфическую подготовку такого направления дают МГИМО, Университет дружбы народов и др.

Более узкие специализированные направления подготовки могут иметь свои особенности. Но во всех случаях юрист - это лицо, получившее соответствующее образование и обладающее правом занимать определенные должности; нет юриста без юридического образования и нет, например, адвоката, который не является юристом.

Юрист по должности, как правило, должен быть и юристом по образованию, т.е. иметь соответствующий диплом. На практике, однако, многие должности, требующие юридического образования, занимают лица, не являющиеся юристами по образованию. Именно их иногда именуют юристами по должности. Положение юриста без диплома шаткое, временное. Большое количество мест, занятых людьми, не имеющими юридического и высшего юридического образования, указывает на перспективы, которые открываются перед специалистами после получения образования. По мере подготовки кадров соответствующие должности переходят в руки юристов.

Профессии или должности, занимать которые вправе только юристы с высшим образованием: адвокаты, прокуроры, нотариусы, аудиторы. В соответствии с действующим законодательством лица, не являющиеся юристами по полному высшему образованию, на занятие этих должностей претендовать не могут.

Кроме того, только лица, имеющие высшее юридическое (или экономическое) образование, в соответствии со ст. 15, 16 Федерального закона " О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. вправе занимать должности руководителей исполнительных органов банков и иных кредитных организаций.

К профессиям или должностям, которые юристы имеют преимущественное право занимать, относятся следователи органов внутренних дел, работники дознания, юристы на предприятиях и фирмах. Обычно работодатели требуют наличия высшего юридического образования, но вправе при отсутствии подходящих кандидатов принять и лицо, юридического образования не имеющее.

Юристы со средним образованием. Они вправе претендовать на должности в судах, прокуратуре, нотариате, адвокатуре, органах управления, внутренних дел, не требующие наличия высшего юридического образования, но связанные с применением правовых знаний и навыков. Это секретари суда, секретари в прокуратуре, лаборанты, консультанты и референты. Лица, занимающие названные должности, по мере получения высшего юридического образования имеют возможность продвижения по служебной лестнице.

Юристы со средним образованием фактически, а в некоторых случаях - в соответствии с законом - имеют более широкие возможности доступа к получению высшего юридического образования.

Юристы с незаконченным высшим образованием вправе претендовать на должности, связанные с выполнением юридических функций, и на практике нередко рассматриваются наравне с юристами, уже имеющими высшее образование.

 

2.3. Основные элементы профессионального юридического образования. Наиболее основательное, развернутое, полное, можно сказать, эталонное образование юрист получает на очной форме обучения в течение 5-6 лет, когда оно подтверждается выдачей диплома как специалисту или магистру.

В целом содержание образования юриста определяется:

а) стандартами профессионального юридического образования;

б) общим уровнем образования в вузе, т.е. составом преподавателей, доцентов, профессоров, требовательностью к организации учебного процесса со стороны администрации, наличием библиотек, кодификационных подразделений, баз данных, оргтехники;

в) правами самих студентов.

В ходе обучения студент имеет возможность получить такую систему знаний и навыков, которая соответствует потребности отрасли правовых работ, отдельного работодателя либо, что бывает чаще, позволяет на практике быстро адаптироваться к существующим условиям и требованиям. В самом общем виде можно сказать, что юрист получает знания:

а) общеразвивающие и ориентирующие в экономике, политике, социальных отношениях;

б) позволяющие понимать и практически применять предписания различных отраслей права;

в) отражающие особенности правовой работы по отдельным направлениям применения права.

 

2.4. Организация учебного процесса в юридических ВУЗах России.

В целом все юридические вузы осуществляют подготовку: по основным дисциплинам, т.е. основному курсу, содержание которого должен усвоить любой человек, претендующий на диплом юриста; по дисциплинам специализации, которые включают в себя спецкурсы, спецсеминары, иные способы преподавания, на основе которых происходит углубление и дополнение знаний, входящих в основной курс (наиболее распространены специализации по гражданско-правовому, уголовно-правовому и государственно-правовому циклам, иногда по предпринимательско-правовому, международно-правовому и др.); по фундаментальным дисциплинам, в частности философии, психологии, социологии, экономике и др., владение которыми необходимо каждому юристу.

В специализированную профессиональную подготовку юристов включаются дополнительные дисциплины, отражающие специфику будущей сферы деятельности, например цикл дисциплин, в которых изучается административная и оперативно-розыскная деятельность милиции, психология работы с отдельными группами населения (например, с лицами, отбывающими уголовное наказание, и пр.), либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств, зарубежному праву и др.

Таким образом, повторяем еще раз: каждый соответствующий государственным требованиям юридический вуз в принципе дает подготовку, необходимую юристу и достаточную для того, чтобы он после получения государственного диплома мог работать в суде, прокуратуре, органах внутренних дел, различных следственных аппаратах, нотариате, адвокатуре, правовых фирмах, юридических отделах предприятий и учреждений, в органах государственного аппарата и во всех структурах, где используются профессиональные юридические знания.

Сведения о перечне дисциплин, изучаемых в вузе. Этот перечень определяется государственным образовательным стандартом, а учебный план представляет собой перечень дисциплин, изучаемых в юридическом вузе, содержит в себе виды занятий и количество часов. Учебные планы основываются на государственных общеобразовательных программах (ст. 9 Закона РФ " Об образовании") и стандартах (ст. 7), которые, собственно говоря, и устанавливают содержание программ.

Но именно учебные планы определяют содержание подготовки юристов. Дело в том, что государственный общеобразовательный стандарт устанавливает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению " юриспруденция", а для этого вводит распределение изучаемых дисциплин по нескольким циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общепрофессиональных обязательных дисциплин; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, а также дополнительные виды подготовки (военное дело и т.п.); факультативные, т.е. необязательные дисциплины.

Государственный общеобразовательный стандарт дает перечень только первого и второго циклов. Перечень дисциплин остальных циклов определяется юридическим вузом.

В любом юридическом вузе изучаются следующие группы дисциплин:

- теория государства и права, в которой излагаются основные сведения о государстве и праве, необходимые для понимания последующих дисциплин. Из данного фундаментального курса студент узнает, что такое государство с позиций права, что такое государственная власть и государственный аппарат, что такое право, каковы его функции в обществе, каковы его источники, что такое система права и каковы ее структурные элементы и ряд других проблем; дисциплина " теория государства и права" вооружает как вводными сведениями, так и навыками правового подхода к различным социальным явлениям; если медик привыкает видеть здоровых и нездоровых людей, то студент-юрист - влияние права и правовые формы, которые принимает социальная жизнь;

- история государства и права России; история государства и права зарубежных стран; история политических и правовых идей (учений); римское право, которое по существу является и исторической дисциплиной, и введением в гражданское право;

- дисциплины публично-правового цикла. В них ведущими являются конституционное и административное право. С этими основными дисциплинами связаны более специализированные, в частности финансовое, земельное, экологическое право. В рамках этого цикла возможно и преподавание иных дисциплин, например строительного, налогового права и др. Цикл публично-правовых дисциплин является основой профессиональной деятельности юриста в управлении, экономике, в сфере борьбы с преступностью и пр.;

- процессуальные дисциплины, включающие изучение следующих предметов: судоустройство (либо судебная власть) или правоохранительные органы, уголовный, гражданский и арбитражный процессы. Они также конкретизируются и развиваются в таких специализированных дисциплинах, как криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия и т.д. Эти дисциплины дают юристу профессиональные знания, необходимые для осуществления самых различных функций при расследовании и разрешении уголовных дел, для участия в гражданском и арбитражном производствах, а также для использования возможностей судебной экспертизы;

- частноправовые и экономико-правовые дисциплины охватывают: гражданское право, предпринимательское или коммерческое (хозяйственное) право, трудовое право, право социального обеспечения, международное частное право. Эти курсы находят продолжение в специальных дисциплинах типа банковского, корпоративного, вексельного, наследственного права и др., которые предлагаются в зависимости от специфики обучения и наличия подготовленных преподавателей. Эта группа дисциплин заслуженно пользуется большой популярностью, поскольку дает знания, необходимые для высокооплачиваемой и интересной профессиональной юридической деятельности. Следует помнить, что применение знаний, полученных при изучении этих дисциплин, немыслимо без усвоения публичного права;

- дисциплины уголовно-правового цикла, которые охватывают: уголовное право, криминологию, уголовно-исполнительное право, а также специальные дисциплины типа уголовной политики, оперативно-розыскной деятельности и др. Дисциплины этого цикла дают знания, которые пока пользуются наибольшим спросом на рынке труда. Стране до сих пор нужно много следователей, работников оперативных служб, прокурорских и других работников, активно применяющих знания уголовно-правового цикла.

Студент должен в итоге знать, что в процессе обучения ему придется освоить группу ведущих дисциплин, т.е. теорию государства и права, конституционное и административное право, гражданское право и гражданский процесс, уголовное право и уголовный процесс, трудовое и хозяйственное право. Это - основа юридического образования. И это должен знать каждый студент. Остальные дисциплины - развитие названных, а оценка их самостоятельности и автономности для процесса юридического образования значения не имеет.

Выбор специализации. Эта проблема осложняется перспективой будущего поиска места работы, соответствующего интересам и возможностям юриста. Сейчас во многих вузах, особенно новых, рекламируются различные экзотические специализации. Действительно реальными, т.е. имеющими разработанную научно-методическую основу, все-таки следует считать традиционные специализации: государственно-правовую, гражданско-правовую. На их основе возможна еще более узкая специализация, например направленная на подготовку специалистов по ценным бумагам, банковскому праву, корпоративному праву, будущих нотариусов, адвокатов и т.п.

 

 

2.5. Профессиональные возможности, перспективы и трудности юридической профессии.

Они определяются:

а) перечнем работ, которые юрист традиционно выполняет, уже доказав свою профессиональную пригодность;

б) реальным состоянием трудового рынка, т.е. потребностью в юристах.

Перечень работ, которые реально выполняет юрист в современной России. К ним относятся уже названные должности прокуроров, помощников прокуроров, следователей, судей общих и арбитражных судов, адвокатов, юрисконсультов, оперативных работников органов внутренних дел, полиции, таможенных органов, различных служб безопасности (в определенных их структурах), а также должности работников управления в муниципалитетах, администрациях областей, городов и районов, менеджеров, специалистов по кадрам, руководителей предприятий и учреждений, различного рода фирм.

Значительное число юристов занимаются политикой, научной и преподавательской деятельностью.

Таким образом, профессиональные возможности юриста распространяются на специализированные структуры, т.е. судебные, правоохранительные органы, структуры юридических услуг, а также на общие управленческие и хозяйственные структуры.

Наиболее часто юристы по образованию работают в таких сферах общей деятельности, как торговля, банковское и страховое дело, управление юридическими лицами, т.е. акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, государственная администрация.

Выпускники различных учебных заведений при надлежащем усердии способны добиться профессиональных успехов. Однако профессиональные возможности юриста предопределяются сочетанием объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы - это:

а) уровень преподавательского коллектива;

б) технологии преподавания;

в) возможность получения смежных знаний в данном вузе (иностранное право, экономика, менеджмент, языки и т.д.);

г) условия участия в научной и деловой жизни вуза, включая возможность необходимых контактов;

д) доступ к правовой информации (Интернет, Интранет, библиотеки и т.д.).

Субъективные факторы, повторим, - это работа студента, его усердие и мотивация.

Сейчас довольно основательно расширились возможности юриста найти интересную работу в различных сферах деятельности. Новые виды работ возникают в охране прав потребителя, авторских прав, защите рынка от недобросовестной конкуренции, строительном бизнесе, в сфере риэлторской деятельности. При этом речь идет не просто о расширении числа рабочих мест, но о том, что перечень должностей, работ, для которых нужны знания юриста, становится все шире.

Человек, выбирающий профессию юриста, должен понимать, что содержание и характер требуемых знаний будут меняться в зависимости от направления развития экономики и социальной структуры. Знания, необходимые юристам в правоохранительных органах, относительно стабильны. Знания юристов в экономике будут зависеть от хода рыночных преобразований и подъема рынка производства товаров и услуг.

Однако избирающий профессию юриста молодой человек должен знать, что перед ним открываются различные перспективы.

Первая: оплата труда и социальные гарантии в государственных органах. Здесь наиболее ясна и устойчива оплата труда в правоохранительных органах. В них предусмотрены широкие возможности продвижения по службе и повышения оплаты труда в зависимости от стажа и звания. Достаточно привлекательны здесь и перспективы на получение относительно высокой пенсии.

Вместе с тем следует сразу учесть, что в любой стране оплата государственного служащего является наиболее надежной, устойчивой, но в то же время относительно невысокой. Должностное лицо органов внутренних дел, судья, прокурор не могут и не должны исчислять свою зарплату суммами, позволяющими вести роскошный образ жизни. Такая оплата труда дает возможность вести скромное существование. При этом всякого рода посторонние доходы (кроме научной, творческой и преподавательской деятельности), как правило, запрещены.

Вторая: оплата труда юристов свободной профессии (адвокаты, консультанты, имеющие собственные фирмы либо работающие в них) является нестабильной и сильно зависит от компетентности юриста, его трудолюбия, настойчивости, способности находить работу.

Третья: оплата труда юриста, непосредственно работающего в коммерческих фирмах, участвующего в распределении прибыли. Здесь перспективы зависят от успеха фирмы, ее активности. Возможны как очень высокие, так и низкие доходы либо вообще их отсутствие.

Таким образом, материальные перспективы юриста в целом являются скорее позитивными. Но свои деньги и здесь нужно уметь зарабатывать, быть готовым к тяжелому труду.

Трудности профессии юриста. Они вряд ли способны напугать человека, стремящегося получить эту профессию. Но все-таки можно, во-первых, подумать, стоит ли тратить время на получение такой профессии, а во-вторых, в возможных пределах подготовить себя к будущему.

Одна группа трудностей связана с ограничением в будущем поведения юриста довольно жесткими рамками. Разумеется, среди юристов встречаются разные люди. Однако так или иначе им приходится быть более или менее осторожными в выборе знакомств, ибо тесная дружба следователя и работающего в рискованном бизнесе человека вызывает вопросы.

Юристу приходится больше, чем другому, сдерживать себя. Например, задержанный милицией пьяный прокурор в отличие от инженера обычно на этом заканчивает свою карьеру. Материальное положение судьи привлекает внимание журналистов гораздо больше, чем доходы профессора математики.

Другая группа трудностей связана с ответственным характером работы.

Юрист на государственной службе, особенно в правоохранительных органах, постоянно принимает решения, меняющие судьбу людей. Следователь решает (под контролем суда) вопросы заключения под стражу, прокурор утверждает обвинительное заключение, предъявляет иск в интересах государства, который может привести к большим потерям ответчика. Но последствия такого рода решений могут сказаться и на юристе. Он отвечает - и довольно строго - за ошибки, упущения, просмотры, в сущности за любые погрешности, даже возникшие из-за его неосторожности, а порой и без всякой вины. Это нервирует юристов, особенно молодых, многих изнашивает раньше времени, заставляет менять работу.

В экономике работа юриста когда-то была более или менее спокойной. Однако в настоящее время она также связана с высокой ответственностью. Неправильный совет может принести огромный ущерб фирме и не меньший - репутации самого юриста. Разумеется, риск ответственности зависит от характера принимаемых решений, их масштабности. Восприятие риска, умение его переносить зависит от личных качеств юриста: есть спокойные люди, берущие на себя ответственность; есть люди, которые вообще слабо реагируют на собственные решения, не переживают их. Но в целом работу юриста спокойной назвать нельзя.

Третья группа трудностей связана с напряженностью работы, отсутствием нормированного рабочего дня и даже рабочей недели. Юристы часто вынуждены работать по вечерам, в выходные дни. Во время рабочего дня могут поступать самые различные задания, требующие немедленного решения.

Привлекательной чертой профессии юриста является возможность использовать ее в самых различных сферах жизни: в экономике, искусстве, спорте, журналистике. Занять достаточно хорошие позиции стоит значительных трудов. Однако юристы действительно занимают высокие государственные посты. Известны их имена в журналистике. На слуху высококвалифицированные адвокаты. Всеобщим уважением пользуются ученые-юристы. Вообще можно с полным правом сказать, что действительно умный, высококвалифицированный юрист - это желанный работник, советник и советчик в любой области профессиональной деятельности.

Многие юристы в итоге пользуются большим уважением в обществе. Престиж юриста обычно высок, и предполагается, что юристы-профессионалы обладают различными организационными и интеллектуальными возможностями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал