![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология изучения и подготовки документов
Документы с правовой точки зрения - это любые источники информации, имеющие некоторый правовой статус. Документом может, как известно, оказаться записка, черновик письма. Документами являются процессуальные акты, правоприменительные решения, справки и пр. Изучение документов - это один из способов получения информации, рассчитанный на ее визуальное восприятие и понимание, как однократное, так и многократное, в течение имеющегося для этого времени. Этот вид труда внешне может показаться легким. На самом же деле он крайне утомителен и нередко порождает желание избавиться от непосредственного изучения первичных документов, заменив его использованием сводных документов чужого авторства. Чаще всего это приводит к тяжелым ошибкам. Содержащаяся в документах (деле, актах, досье) информация обычно подается в форме, избранной ее автором, для того чтобы, информируя адресата документа, воздействовать на его позицию, даже если речь идет, например, об отчетных бухгалтерских сведениях. Изучение документов, как минимум, включает в себя: а) установление автора документа (коллективного или индивидуального); б) проверку его фактической полноты, объективности, истинности; уяснение смысла документа; в) получение выводов о характере информации, содержащейся в документах, и возможностях ее использования. Во многих случаях изучение документов - сложная задача, требующая специальных знаний и навыков (аудит, подготовка судебных дел и пр.). Но все-таки главным является концентрация внимания на изучаемых документах. Рабочие приемы чтения документов (ознакомления с досье) целесообразно подразделить на две группы. Первая - это приемы формального анализа документа (документов), в частности определение автора или лица, от имени которого создан документ, времени появления, юридической силы и пр. Вторая - приемы содержательного анализа. Она включает: а) определение целей чтения, выбор поисковой ориентации; б) вычленение смысловых информационных блоков, причем здесь первостепенное значение имеет выявление фактических обстоятельств, фактического состава сообщения; в) анализ смыслов и значений информации, имеющейся в данном досье, по их происхождению, юридическому значению, целям фиксации и пр.; г) преобразование в собственных целях извлекаемой информации; д) составление краткого или кратчайшего резюме. Некоторые из этих приемов в их конкретном воплощении носят общий характер и должны быть адаптированы к работе юриста; другие являются изначально юридико-техническими. Но, во всяком случае, рациональность и качество ознакомления с документами (чтение, изучение дела) зависят от профессиональной подготовленности юриста, его способности воспринять документ как целое, затем его читать, сепарировать и запоминать правовую информацию, выделять смысловые связи, пробелы и пр. Цели ознакомления конкретизируются и правовыми нормами: проверка уголовного дела для утверждения обвинительного заключения; проверка обоснованности жалобы с точки зрения принесения протеста; формулирование притязания и пр. Во всяком случае, ознакомление должно быть профессионально нацеленным. Фактическое содержание документа имеет для юриста поистине решающее значение. Выделение фактического содержания документа - на первый взгляд простое дело. Исследования показывают, однако, что при этом совершается много ошибок. Их причины: предубеждение читателя, его невнимательность либо нетерпеливость, излишнее доверие к обтекаемым " лгущим" формулировкам, наконец, нередко встречающееся незнание предмета, о котором говорится в документе. Целостная формальная и содержательная оценка документа может включать в себя такие этапы: а) определение авторства (если оно неясно) и, главное, интересов и позиций, стоящих за авторами; б) уяснение причин появления документа и его целей; в) структурирование информации по кругу лиц, о которых идет речь в документе, их действиям, включая потенциальные, по времени, месту действия, объектам, о которых говорится в документе; г) вывод о достоверности сведений документа; д) определение юридической значимости документа и отдельных его тезисов.
|