Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образовательные реформы ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В 1862 г. женские училища получили свой устав и были переименованы в женские гимназии с более сокращенной общеобразовательной программой, по сравнению с мужскими гимназиями. Устанавливался 7-летний срок обучения, но разрешалось обучаться в 8-м дополнительном классе (для подготовки учительниц) В 1863 г. (18 июня) был утвержден новый университетский устав, который восстановил автономию университетов, ликвидированную еще в 1835 г. Жизнью университетов руководил Совет профессоров, который избирал ректора, деканов факультета, по выборам замещал вакантные должности преподавателей. Были открыты новые университеты в Одессе (Новороссийский), Варшаве и Томске (Первый Сибирский императорский университет). В 1864 г. были утверждены «Положение о начальных училищах» (14 июня) и «Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября) для средней школы (прогимназия – сокращенная программа, 4-хклассное обучение). Формально начальная и средняя школы становились бессословными. Расширялась сеть начальных и средних учебных заведений. Школы открывали земства, городские самоуправления, общественные организации. Средние уч. заведения – гимназии – делились на классические и реальные. В последних больше внимания уделялось естественным и математическим дисциплинам. Но обучение в гимназиях было платным, что закрывало доступ к ним малоимущих слоев. В классические гимназии отдавали учиться, как правило, дворянских детей, а в реальные – детей купеческих. Выпускники гимназий поступали обычно в университеты, а реальных училищ - в технические высшие уч. заведения. Даже начальное образование не стало всеобщим, не говоря уже о среднем. Мальчиков и девочек обучали раздельно, отличались и программы их обучения. В женских заведениях больше внимания уделялось домоводству, иностранным языкам, танцам. В целом, женское образование было развито слабее. 70-е гг. ознаменовались началом высшего женского образования в России (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). К тому времени средние женские школы уже дали достаточный контингент абитуриенток. В 70-е гг. возникают высшие женские курсы с программами университетского преподавания: курсы проф. Герье в Москве, проф. Бестужева-Рюмина в Петербурге, высшие женские медицинские курсы в Петербурге (впоследствии женский мед.институт). В 1865 г. – новый цензурный устав – «временные правила» для печати. Он был либеральным.
Современники называли реформы тех лет «Великими»; историки сейчас иногда говорят о «революции сверху». Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества (т.е. общества самостоятельного, живущего независимой от государства жизнью) и правового государства (системы, в которой деятельность власти ограничена законом). В целом эти изменения носили либеральный характер. Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком: ведь 1860–1870 гг. для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в США 1861–1865 гг., начало европеизации Японии – «революция Мэйдзи» 1867–1868 гг., завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии в 1871 г.). Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же стал гораздо гибче, динамичнее, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени. Новый суд - в целом скорый и правый - укреплял гражданский порядок, чувство законности. Благодаря земствам в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары, новые школы, проводились глубокие статистические исследования. Расширение свободы слова, преподавания, научного поиска стимулировало успех науки, рост политической культуры. Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач. Но путь преобразований «сверху» был глубоко противоречив: он не затронул основы государственной власти; а самодержавная государственность внутренне была чужда либеральным началам. Царь смотрел на реформы чисто прагматически – как на средство укрепления финансовой, военной, международной мощи империи, возможность «откупиться» от притязаний недовольного общества. Преобразования должны были исходить из общественной идеи и сомкнуться в единую систему. Когда острый кризис миновал, реформы застопорились. В обществе же не нашлось силы, способной к ровному, длительному и конструктивному давлению на власть.
|