![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы конструктивных занятий в разных возрастных группах дошк учреждения. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1 По образцу и показу воспитателя. Проводится с мл дошк возраста. 2 По образцу без показа. Проводится со ср дошк возраста. 3 По чертежу или рисунку. Проводится со ст дошк возраста. Занятия основаны на наглядном моделировании. Сначала детей учат составлять схемы построек, а затем наоборот делать постройки по схемам. 4 По условиям. Вводится со ср дошк возраста. Педагог не дает образца, а объясняет детям условия, которым постройка или поделка должны соответствовать. 5 По предложенной теме. Вводится со ср дошк возраста. Педагог дает лишь тему. Напр., постройте городскую улицу. 6 По собственному замыслу. Вводится с конца ср дошк возраста. Дети сами определяют тематику конструирования.
Задачи конструирования ( в младших группах): 1 Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом. 2 Обогащать представления детей о цвете и форме. 3 Развивать пространственную ориентацию детей. 4 Учить рассматривать и анализировать образец.
Задачи обучения(в ср дошк возрасте): 1. Содействовать развитию интереса к архитектуре, дизайну и конструктивной деятельности. 2. Поддерживать и стимулировать интерес к самостоятельному конструированию в играх детей. 3. Знакомить с рациональным целесообразным использованием строительного и природного материала. Задачи обучения (в ст дошк возрасте): 1. Развивать эмоциональное отношение к архитектуре, дизайну и разнообразным поделкам. 2. Учить детей создавать постройки и поделки по заданным условиям, схемам и чертежам. 3. Содействовать самостоятельному развитию конструктивной деятельности.
38/39/40/41/. Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада. Деятельность в младших группах, ее игровой характер. Методика обучения. Осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок). Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице. Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы, словесные методы. Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ср дошк возрасте. Содержание конструирования. Начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы. Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек. Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином. Учат делать игрушки из пенопласта и паралона. Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы, словесные методы. Содержание и методика проведения занятий по конструированию в ст дошк возрасте. Содержание обучения. При работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид. При конструировании используют разнообразные формы – пластины, бруски, цилиндры, призмы (крыша). Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год. Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего кол-ва деталей, могут передавать движения. Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок. Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя(редко используется), обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы, словесные, исследовательский и эвристический методы.
9/47/. Вариативные программы и педагогические технологии по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством. Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства. К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится: 1. Развитие художественного восприятия. 2. Формирование эстетических чувств и эмоций. 3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка. 4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства. 5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества. 6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности. Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.
Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся: - восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств; - воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности; - эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками; - эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества; - художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.
^ Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:
1. Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн). Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: - формировании активного отношения к познавательной деятельности; - подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно; - демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности; - применение знаний на практике.
2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.
Усвоение опыта происходит в такой последовательности: - предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности; - материальное (материализованное) действие; - этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов; -этап внутренней речи, осмысление проблемы; -этап автоматизированного действия (навык).
Авторами технологии разработаны принципы ее реализации: - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей; - принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов; - принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения; - принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия; - принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата; - принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества; - принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному; - принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.
Процессуальная характеристика технологии Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.
11/Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм. Первый элемент – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности. Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме. Третий элемент – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей. Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: ^ Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность. ^ Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве. ^ Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей. ^ Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов. Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод. Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
|