![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет Проблемы атрибуции произведений Феофана Грека и Андрея РублеваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Атрибуция - это проблема авторства Феофан Грек (1340 - 1410) - византийский иконописец Средневековья. Приехал на Русь в момент активизации ее культурной жизни, Андрей Рублев был учеником Ф.Грека. Феофан Грек создал собственную манеру письма в русле экспрессивного стиля византийской живописи 14 в., отличающуюся: - свободным рисунком - динамичностью -монохромностью - эскизностью В связи со спорами о Нетварном свете (который явил Спаситель Своим ученикам в момент Преображения) тема света стала главной для искусства Византии 14в. (Феофан обнаружил исихастское понимание человека, назначение которого - преображение и обОжение) - покрывал одежды святых активными световыми бликами - лики высвечивал белильными движками
Практически нет абсолютно достоверных произведений Феофана Грека. Исследователи только догадываются и приписывают ему произведения. Некоторые сведения о его биографии получили из письма Епифания.
Феофан Грек сделал много росписей церквей в Константинополе, потом расписал несколько церквей в Крыму. Потом кто-то из Новгородцев переманил Ф.Грека в Новгород для росписи " Спаса Преображения на Ильине улице"
Фреска Новгорода Роспись храма " Спас Преображения на Ильине улице" 1378г (до Куликовской битвы два года) " Спас на Ильине улице" - архитектура: сверхнарядный декор, много крестов, отсутствие симметрии. Цилиндрический свод (в пределе - четвертушка свода) Структура внутреннего пространства: на первом этаже: квадратные столбы, на втором - стены. Лестница в стене. Переход - хоры. Выделенные угловые коморки - Троицкий придел (дополнительный придел) Внутренняя роспись храма - это единственное абсолютно достоверное произведение Феофана Грека (все остальное ему приписывается с большей или меньшей достоверностью) Информация сохранилась в документах храма. Здесь (в отличие от других храмов) монохромная роспись присутствует очень слабо. Нейтральный фон (не белый) и на нем охристые фигуры. В куполе Христос Пантократор - закрытое Евангелие, благословляющая рука. Лицо с очень крупными чертами, при этом неправильная, в тоже время живая прорисовка носа, выразительные глаза - экспрессия образа. (течение " исихазм" - учение о Божественном свете: с одной стороны это Преображение Господне, с другой стороны этот свет может как молния озарять земное пространство - именно поэтому молниеподобность - изображено так как будто только что вспыхнуло и осветило)
Вокруг надпись, дальше вокруг хоровод Архангелов и Серафимов чередующихся, дальше Праотцы (Ной и другие). Феофану приписывают композицию в куполе и барабан. Все - красная охра.
Архангел из купола, Праотец Сиф
|