Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы построения налоговой системы
Любой вид бизнеса сталкивается с налоговой системой, ибо налоги нужны государству для осуществления функций управления, укрепления обороноспособности, решения других проблем общества и т.д. В этом плане знание налоговых проблем выступает неотъемлемой частью общеэкономической культуры производства. Механизм налоговой системы весьма сложен, и во всех его тонкостях способны разобраться лишь специалисты, тем не менее общее представление о сущности налоговой системы должен иметь каждый человек, ибо, желая того или нет, он будет втянут в систему налоговых отношений, если не искушает себя стать правонарушителем. Виды налогов бывают разные. Каждое государство устанавливает свою систему налогообложения на основе общих принципов разработанных практикой. Свод законов, которые используются при налогообложении и которые регулируют деятельность соответствующих государственных органов, представляет собой налоговое законодательство. Поэтому, базируясь на общи к принципах, своя законов, учитывающий особенности экономическою базиса и политического устройства, имеет свою специфику. В основе построения налоговой системы заложены два принципа — функциональный и территориальный. Функциональный принцип регламентирует порядок взимания налогов с физических и юридических лиц. При этом, когда речь заходит о физических лицах, во внимание принимаются граждане страны, а когда о юридических — предприятия и организации. С доходов физических лиц взимаются личный подоходный налог, социальные выплаты. Налог с юридических лиц включает: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, социальные отчисления от прибыли и налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Территориальный принцип функционирования налоговой системы определяет величину и принципы отчислений средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлении в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти — городские, районные, поселковые. Налоги выполняют три важнейшие функции — фискальную (распределительную), регулирующую и социальную. Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственную казну, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и используются для финансирования государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она может быть направлена:
Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения. Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффективность налогового механизма, контролировать движение финансовых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику. Совокупность налогов принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система. В систему налогообложения должны быть заложены определенной принципы, следуя которым можно добиться определенного воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического процесса. А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал 4 основополагающих принципа налогообложения: 1. подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу 2. налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен 3. вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику 4. каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства
|