Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект дохода и эффект замещения и кривая спроса






Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Из закона спроса следует 2 вывода: понижающая цена приносит новых покупателей; снижение цены побуждает старых покупателей приобретать большее кол-во товаров.

Это связано с 2мя эффектами.

Эффект дохода возникает, т.к. изменение цены данного товара увеличивается при снижении цены и уменьшается при увеличении цены, уменьшая реальный доход или покупательскую способность потребителя.

Эффект замещения – способствует росту потребления подешевевшего товара – покупатели заменяют дорогие Т и У более дешевыми субститутами.

Но бывают исключения:

1. снижение цены не приводит к увеличению спроса. Низкая цена может быть воспринята как соответствующая товару с низкой полезностью или вредностью, действуют психологические мотивы не покупать: товар устарел или вышел из моды.

2. рост цены приводит к росту спроса. Улучшается качество товара. Покупатель готов за это платить. Высокая цена делает товар недоступным широким слоям населения и это повышает статус потребителя в обществе (престиж).

30. Закон предложения: определение, ценовые и неценовые детерминанты, кривая предложения

Предложение – это готовность продать товар на рынке; то кол-во товаров, кот. имеется на рынке при определенных ценах.

Величина предложения – это кол-во товара, которое продавцы готовы продать по определенной, имеющейся на рынке цене.

Закон предложения: с повышением цены растет величина предложения, а снижение цены приводит к сохранению величины предложения.

На решение продавца влияет много факторов (детерминант):

1. ценовые детерминанты:

– важнейший фактор – цена на Т или У.

2. неценовые детерминанты (изменения в предложении)

– издержки производства

– налоги и субсидии (безвозмездная помощь)

– цены на заменяемые и комплиментарные товары

– ожидания производителей.

31. Взаимодействие спроса и предложения: рыночная карусель

1. Если на рынке имеет место повышение спроса – товары достаются не всем. Части покупателей его не хватает. Давление на цены снизу вверх. Чтобы он достался им покупатели начинают предлагать более высокую цену. Поэтому рост спроса сопровождается давлением на цену снизу вверх.

2. Если наблюдается повышение предложения, то только часть товара будет выкуплена, а у продавцов образуется излишек на складе. Для того, чтобы реализовать эти излишки производитель должен снижать цены, т.е.излишек вызывает давление на цену сверху вниз.

Обычно на рынке 2 ситуации совпадают по времени, происходит одновременное движение цен и это явление наблюдается до тех пор, пока не установится цена, по которой максимальное кол-во продавцов и покупателей согласны приобрести или продать товар.

Цена, при которой кол-во товара, представленного на рынке = кол-ву товара, который хотят приобрести называется равновесной или рыночной ценой.

Объем производства при такой ситуации называется равновесным. Ситуация называется рыночным равновесием спроса и предложения.

Но мы рассмотрели ситуацию, при которой меняется только цена. Однако, на спрос и предложение влияет множество факторов неценовых детерминант, поэтому рыночное равновесие постоянно нарушается, поэтому рынок стремится вновь сместиться в новую точку равновесия путём согласования противоположных желаний продавцов и покупателей. Эти движения называются рыночной каруселью, которые действуют непрерывно, а подчиняются определённым правилам.

Правила:

1)­D Þ ­P*, ­Q*

2)¯ D Þ ¯ P*, ¯ Q*

3)­S Þ ¯ P*, ­Q*

4)¯ S Þ ­P*, ¯ Q*

Рыночная карусель безотказно работает, если никто не нарушает ее механизма своей властью – власть продавца (монополия), власть покупателя.

32. Эластичности спроса: понятие, графическое представление и измерение

Производителю мало знать в какую сторону изменяется величина спроса или предложения. Ему необходимо знать на какую величину произойдет это изменение. Об этом дает представление эластичность спроса и предложения под влиянием того или иного фактора.

Эластичность спроса – степень изменчивости спроса под влиянием того или иного фактора. Выделяют эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Мерой измерения эластичности служит коэффициент эластичности. Для разных товаров этот коэффициент различен. Он зависит:

- от степени удовлетворения спроса на те или иные товары;

- от наличия на рынке взаимозаменяемых товаров.

Спрос может быть и неэластичным:

- когда у товара нет заменителя, т.е нет конкуренции;

- покупатели не сразу замечают повышение цен;

- покупатели медленно меняют свои привычки;

- покупатели считают что рост цены оправдан высоким качеством.

Если Е> 1, то это эластичный спрос.

Если Е< 1, то это неэластичный спрос.

Если Е=1 – снижение цены компенсируется ростом выручки, так, что выручка остается неизменной.

Если Е=0 – это будет вертикальная линия, т.е. абсолютно неэластичный спрос.

Если Е=¥ - это абсолютно эластичный спрос.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал