![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инвентаризация и инвентарь
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие (организация) проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия средств (величины обязательств) данным бухгалтерского учета. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления. Основными целями инвентаризации являются: - контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; - проверка полноты отражения в учете обязательств предприятия. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Проведение инвентаризации обязательно: - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет; - при смене материально ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций; - при реорганизации или ликвидации организации; - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Основными задачами инвентаризации являются: - определение фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства; - установление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям; - выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации; - проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; - проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской и кредиторской задолженности; - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Руководитель утверждает инвентаризационную комиссию. В нее входят: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (технологи, инженеры, экономисты) и независимые представители (например, аудиторы). Порядок проведения инвентаризации установлен и утвержден приказом Министерства финансов от 13.06.95 г. № 49 «Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Инвентаризация проводится в присутствии материально ответственного лица. Это лицо перед началом инвентаризации дает расписку комиссии в том, что к началу проверки все расходные (приходные) документы сданы в бухгалтерию, а ценности, поступившие под его ответственность, оприходованы и списаны в расход. Инвентаризация производится путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера имущества. Результаты заносятся в инвентаризационную опись, которую составляют в двух экземплярах. На каждой странице описи указывается число порядковых номеров и общее количество ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице. Исправления производятся методом корректуры, с указанием подписей всех членов комиссии. В инвентаризационной описи не допускается оставлять незаполненные строки, они должны быть прочеркнуты. Опись подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом, которое в конце описи дает расписку об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. По результатам инвентаризации составляется акт, в котором отражаются выявленные недостатки или излишки имущества. Данные инвентаризационной описи заносятся в сличительную ведомость. В сличительной ведомости записываются итоги инвентаризации, затем проставляются показатели бухгалтерских книжных остатков инвентаризуемого имущества, в последней графе указываются отклонения: суммы излишков показываются со знаком плюс, а суммы недостачи – со знаком минус. Выявленные при инвентаризации нарушения в бухгалтерском учете должны быть отражены в следующем порядке: 1) основные средства, материально-производственные запасы, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, должны быть дооприходованы и зачислены на финансовый результат организации (на увеличение прибыли); 2) естественная убыль ценностей в пределах норм, утвержденных законодательством, списывается по распоряжению руководителя на затраты организации, но только в случаях фактического выявления этих недостач; 3) убыль ценностей, при отсутствии естественной, может быть устранена путем зачета недостачи ценностей излишками по пересортице, но только у одного материально ответственного лица в отношении тождественных товарно-материальных ценностей по количеству и качеству; 4) недостачи материальных ценностей и денежных средств относят на виновных лиц; 5) если виновные лица не установлены или судом отказано во взыскании убытков, то недостачи списываются, но в таких случаях обязательно должны быть представлены решения суда или заключение отдела технического контроля (инспекции по качеству). Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была завершена инвентаризация.
|