![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория обучения. Педагогические технологииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Для направления подготовки Педагогическое образование
Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии. Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Его функции. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Аксиологический, технологический, личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Профессиональное самовоспитание учителя. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.
Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.Целостный педагогический процесс. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогическая система и ее виды. Общая характеристика системы образования. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Логика и условия построения целостного педагогического процесса. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Уровни методологии педагогики. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования. Теоретические, эмпирические, социологические методы. Обоснование гуманистической методологии педагогики. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.
Теория обучения. Педагогические технологии Понятие о дидактике как разделе педагогики. Краткое историческое описание ее возникновения и развития. Связь дидактики с другими науками и ее место среди педагогических дисциплин. Основные категории дидактики (процесс обучения, дидактический процесс, дидактическая система, преподавание, учение, учебная деятельность, цель и задачи обучения, содержание образования, методы и приемы, формы обучения, модели обучения, технологии обучения и т.д.) Функции и в соответствии с ними задачи дидактики как науки и учебной дисциплины. Основные проблемы данной науки на современном этапе ее развития. Методология дидактики: логика функционирования дидактического знания как научной теории. Понятие о процессе обучения и учебном процессе. Различные подходы к процессу обучения в соответствии с методологическим, психологическим и физиологическим пониманием его сущности. Характеристика основных психологических теорий и созданных на основе их моделей процесса обучения: ассоциативной теории научения и модели обучения как управления и переработки чувственного опыта (Я.А. Коменский, Карр, Робинсон и др.), условнорефлекторной теории научения и модели процесса обучения как стимуляции познавательной и исследовательской активности учащихся через направление и организацию их практической деятельности (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Д. Дьюи и др.), знаковой теории научения и модели процесса обучения как путей формирования у учащихся обобщенных понятийных систем и примеров умственной деятельности (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов и др.), операциональной теории научения и модели процесса обучения как управления психической деятельностью через организацию предметно-речевой деятельности учащихся (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Понятие о законах и закономерностях процесса обучения. Характеристика основных закономерностей в соответствии с методологическим подходом к процессу обучения. Различные классификации закономерностей процесса обучения. Понятие «принцип обучения». Обусловленность дидактических принципов пониманием сущности процесса обучения, позицией педагога в учебном процессе, закономерностями обучения и т.д. Характеристика принципов обучения в различных дидактических системах (эвристического обучения (А.В. Хуторской), обучения сельских школьников на основе интегративно-дифференцированного подхода (О.В. Коршунова), интегративного личностно-развивающего обучения (Л.И. Гриценко), креативного обучения (В.В. Утемов, М.М. Зиновкина, П.И. Горев), система принципов современной системы обучения (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин), системы развивающего обучения В.В. Давыдова, Л. В. Занкова и т.д.). Взаимосвязь принципов обучения в рамках отдельной дидактической системы и в различных дидактических системах. Характеристика процесса обучения как сложного процесса. Преподавание и учение. Особенности деятельности субъектов процесса обучения, их единство. Характеристика основных этапов преподавания, учения и обучения, разные типы взаимодействия между учителем и учащимся в учебном процессе. Сотрудничество как наиболее эффективный тип взаимодействия. Понятие о содержании образования. Различные подходы к определению содержания образования: эмпирический, методический и психологический. Проблема гуманитаризации содержания образования. Основные виды и источники содержания общего образования: федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник, учебное пособие. Различные подходы к определению целей обучения (Б. С. Блюм, Д. Толлингерова, ФГОС). Характеристика образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, цели формирования психологической готовности. Цели для учителя и учеников. Понятие о методе, приеме и средствах обучения. Характеристика основных методов и средств обучения. Различные классификации методов обучения. Понятие о формах обучения. Соответствие форм обучения дидактическим системам. Формы организации обучения: классно-урочная система; белл-ланкастерская система, мангеймская система, Дальтон-план, бригадный метод и др. Общие и конкретные формы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения: структура, типология урока, требования к современному уроку в целом и его основным этапам. Схемы анализа урока (дидактический, психологический, аспектный анализ, с точки зрения ФГОС и др.). Дополнительные формы организации учебных занятий: учебная экскурсия, учебно-практическое занятие, лабораторный практикум, семинар. Нетрадиционные формы учебных занятий. Целесообразность использования тех или иных форм обучения в конкретных условиях. Традиционные и современные средства, формы и методы контроля и оценки результатов учебного процесса.Классификация видов и методов контроля. Виды контроля - текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Характеристика уровней контроля. Понятие о современных видах контроля: мониторинг, накопительная оценка (" портфолио"), безотметочное обучение в начальной школе. Их характеристика. Рейтинговый контроль в образовательном процессе.Психолого-педагогические основы рейтингового контроля, его значение как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Тестовый контроль в учебном процессе.Психолого-педагогические аспекты тестирования.Понятие тест и тестовое задание. Характеристика тестов: содержание, форма, язык, трудность, валидность. Преимущество и ограничение тестового контроля. Типы и виды тестов. Типы тестов: нормативно-ориентированные и критериально-ориентированнные. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Форма тестовых заданий: открытые и закрытые. Виды тестовых заданий закрытой формы. Виды тестовых заданий открытой формы на установление правильной последовательности, на установление соответствия. Процедура разработки тестовых заданий. Соотнесение уровня и вида тестового задания.Структура теста и его разработка.Разработка теста: определение замысла, цели, условий применения теста, инструкции к его выполнению. Расположение заданий в тесте. Экспертиза подготовленных заданий и эмпирическая проверка теста. Методика организации тестового контроля в учебном процессе. Требования к организации тестового контроля в учебном процессе. Интерпретация результатов тестирования.Компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Использование основных компьютерных программ для создания тестовых заданий. Понятие о едином государственном экзамене. Использование при проведении ЕГЭ тестового контроля. Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы. Понятие педагогических технологий. Педагогическая технология в процессе обучения как категория педагогической науки. Виды педагогических технологий в процессе обучения: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса. Различные подходы к классификации педагогических технологий в процессе обучения. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления дидактического процесса. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технологии контроля образовательного процесса. Примеры конкретных технологий обучения, их основные принципы. Авторские модели организации учебного процесса педагогов-новаторов: В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, В. К. Дьяченко, Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде), Модель «Русская школа» (И.В. Гончаров, Л.Н. Погодина), школа самоопределения (А.Н. Тубельский), школа–парк (М.А. Балабан), агрошкола А.А. Католикова. Психологические основы новаций, характеристика достоинств и недостатков авторских дидактических систем. Критерии оценки эффективности передового педагогического опыта.
Теория и методика воспитания. Психолого-педагогический практикум. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Диалектика воспитательного процесса, его противоречивый характер. Движущие силы и логика процесса воспитания. Ценности воспитания. Цели воспитания. Принципы воспитания. Методы воспитания. Содержание воспитания. Результат воспитания. Закономерности воспитания: целостность воспитательных влияний; личность развивается в деятельности и общении; субъектность личности; переход внешних влияний во внутреннее состояние личности. Воспитательные ценности как ориентиры педагогической деятельности. Воспитательные ценности Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Базовая культура личности. Понятие «цель воспитания». Проблема формулировки целей воспитания. Понятие «принцип воспитания». Обусловленность принципов воспитания пониманием сущности процесса воспитания, позицией педагога в воспитательном процессе, закономерностями воспитания и т. д. Характеристика принципов воспитания (принципа природосообразности, принципа гуманизма и т.д.). Система форм и методов воспитания. Сущность понятия «формы воспитания», их направленность. Соподчиненность форм и методов. Сущность и специфика понятия " методы воспитания". Их компонентный состав. Средства и приемы воспитания. Классификация методов. Общее и особенное в методах разных групп. Взаимосвязь деятельностно-практических и словесно-деятельностных методов. Функции методов деятельностно-практической направленности. Сущность понятия «опыт», «поведение», «деятельность». Их роль в формировании положительных качеств личности, привычек: требование, приучение, упражнение, метод воспитывающих ситуаций (ситуаций успеха, конфликтных ситуаций, общественное мнение, игра..). Функциональная нагрузка словесно-деятельностных методов и их направленность: на коллектив, группу, личность. Методика этической беседы, дискуссии, дебатов. Средства активизации и эмоционально-ценностного " наполнения". Проблемно-поисковый стимул. Эмоционально-образные средства. Игра при применении методов данной группы. Ключевая роль содержательно-эмоционального единства при воспитании словом. Метод примера. Оценочно-вспомогательные методы воспитания. Компонентный состав и функциональная " нагрузка" методов данной группы. Психолого-педагогические особенности использования метода наказания. Идея гуманизации и отношение к методу наказания. Психолого-педагогические особенности использования метода поощрения. Метод соревнования. Педагогические условия эффективности применения методов данной группы. Содержание и методика конкретных форм воспитания: их выбор, этапы подготовки и проведения. Ориентация на творчество, эмоционально-волевое напряжение, духовно-нравственное развитие личности. Понятие «технология воспитания» и её особенности. Виды технологий воспитания. Технология мероприятия и её алгоритм. Технология игры. Технология коллективного творческого дела. Технологическая карта и её создание. Подходы в воспитании: системный, личностный, деятельностный, аксиологический, синергетический и др. Понятие о «воспитательной системе». Стадии развития воспитательной системы. Субъекты воспитательной системы. Отечественный и зарубежный опыт в создании воспитательных систем. Понятие авторской педагогической (авторской воспитательной) системы. Авторские педагогические системы: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Я. Корчака, А. С. Нилла, Р. Штайнера, М. Монтессори; Л. Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В. А. Караковского, А. Н. Тубельского, Е. Ямбурга, А. Лобока, А. А. Католикова. Школа диалога культур, школа самоопределения, школа вероятностного знания, школа Нобелевского резерва. Школа имени А. Горчакова. Модели взаимоотношений коллектива и личности. Деятельность классного руководителя (классного воспитателя): виды деятельности, взаимодействие со школьниками класса, с их родителями. Формы работы с родителями. Родительские собрания, их содержание и формы. Технология воспитания. Специфические особенности понятия " технология воспитания". Технология и методика воспитания, их иерархическая соподчиненность и взаимосвязь. Основные направления и виды технологий, их концептуальные подходы, этапы, условия функционирования: коллективная творческая деятельность (И. П. Иванов), ее специфика, этапы, ключевые коллективные дела (В. А. Караковский); система этических знаний и опыта гуманистических отношений (А. И. Шемшурина); инновационные технологии оптимизации воспитательного процесса (Н. Е. Щуркова); эмоционально-ценностная технология, ее структура, специфика и воспитывающий потенциал (М. Г.Яновская).
|