![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет распределения нагрузки между зубьями ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Распределение нагрузки по зубьям, когда работают две или несколько пар зубьев, зависит от: 1.точности изготовления колес по шагу, 2. жесткости пары зубьев, 3. возможности приработки зубьев. v Для прямозубых передач КH α =1. v Для косозубых и шевронных передач коэффициент распределения нагрузки между зубьями при ε γ > 2:
6.4 УЧЕТ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ ПО ШИРИНЕ КОЛЕС
Поясним это сложное явление на примере, учитывающем только прогиб валов. На рис. изображено взаимное расположение зубчатых колес при деформированных валах в случаях: ü симметричного расположения колес относительно опор. (рис., а), ü несимметричного расположения колес относительно опор. (рис., б) ü консольного расположения колес относительно опор (рис., в). Валы прогибаются в противоположные стороны под действием сил в зацеплении. При симметричном расположении опор прогиб валов не вызывает перекоса зубчатых колес и, следовательно, почти не нарушает распределения нагрузки по длине зуба. Это самый благоприятный случай. При несимметричном и консольном расположении опор колеса перекашиваются на угол γ, что приводит к нарушению правильного касания зубьев. Если бы зубья были абсолютно жесткими, то они соприкасались бы только своими концами (см. рис., на котором изображено сечение зубьев плоскостью зацепления). Деформация зубьев уменьшает влияние перекосов и в большинстве случаев сохраняет их соприкасание по всей длине. Однако при этом нагрузка перераспределяется в соответствии с деформацией отдельных участков зубьев. Коэфф. неравномерности распределения нагрузки по ширине колес - это отношение K β = q max / q ср, q ср - средняя интенсивность нагрузки.
Концентрация нагрузки увеличивает контактные напряжения и напряжения изгиба. Для уменьшения опасности выламывания углов зубьев на практике применяют колеса со срезанными углами (см. рис.).
Для приближенной оценки K β рекомендуют графики, составленные на основе расчетов и практики эксплуатации (рис.).
Кривые на графиках соответствуют различным случаям расположения колес относительно опор, изображенных на схемах рис. (кривые Iа - шариковые опоры, Ib - роликовые опоры).
Влияние ширины колеса на графиках учитывают коэффициентом ψ bd = bw / d 1. Влияние приработки зубьев учитывают тем, что для различной твердости материалов даны различные графики. Графики разработаны для распространенного на практике режима работы с переменной нагрузкой и окружной скоростью v < 15 м/c
7. РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ КОНТАКТНОЙ УСТАЛОСТИ. 7.1 ПРЕДПОСЫЛКИ РАСЧЕТА
Расчет на контактную выносливость проводится с целью предотвращения усталостного выкрашивания зубьев.
7.2 РАСЧЕТНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Усталостное выкрашивание происходит преимущественно на ножке зуба вблизи полюса. Поэтому расчет ведут по моменту зацепления в полюсе.
Вывод расчетных зависимостей сделаем для общего случая косозубых колес. Поверочный расчет по выведенной формуле является основным.
Для расчета зубчатой передачи: «передаточное число u должно быть задано, «момент на колесе Т2 устанавливается по блоку нагружения как наибольший длительно действующий момент; «относительной шириной ψ d задаются в зависимости от точности изготовления, типа колес и их твердости.
7.3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НЕКОТОРЫХ ПЕРЕДАЧ
8. РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ ПРИ ИЗГИБЕ. 8.1 ПРЕДПОСЫЛКИ РАСЧЕТА ПРЯМОЗУБЫХ КОЛЕС.
Перенеся силу Fn на линию симметрии зуба и разложив на две составляющие, получаем силу, изгибающую зуб Ft и сжимающую его Fr1. Наибольшей величины напряжение достигает на сжатой стороне в зоне точки B. Однако усталостный излом начинается с растянутой стороны, т.к. усталостные трещины получают здесь благоприятные условия для своего развития. Поэтому расчет на изгиб при нереверсивной нагрузке производят по точке А. Расчёт зуба на изгиб производится в предположениях: · Зуб нагружен в вершине нормальной силой и в зацеплении находится одна пара зубьев. · Сила трения отсутствует
8.2 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ НА ИЗГИБ КОСОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ.
8.3 ПРОЕКТЫЙ РАСЧЕТ НА ИЗГИБ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ. Для прямозубых передач 8…12 степени точности суммарная ошибка шагов зацепления больше упругой деформации зубьев под нагрузкой. Поэтому зацепление в вершине зуба воспринимает одна пара зубьев и коэффициенты для них Yε =1, Yβ =1, kFα =1. При малом сроке службы лимитирующей может оказаться выносливость при изгибе. В этом случае, а также для открытых передач размеры колёс определяются из проектного расчёта на изгиб с последующей проверкой на контактные напряжения.
9. УСЛОВИЕ РАВНОЙ ПРОЧНОСТИ ПО НАПРЯЖЕНИЯМ КОНТАКТНЫМ И ИЗГИБУ.
Данное условие используется при колесе и шестерне с упрочненной поверхностью зубьев 10. ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОНТАКТНЫЕ И ИЗГИБА ПРИ МНОГО ЦИКЛОВОМ НАГРУЖЕНИИ.
Допускаемые напряжения устанавливаются на основе кривых усталости, полученных из испытаний зубчатых пар при контактных напряжениях и моделей зуба на изгиб.
Для расчета зубчатой передачи, работающей при переменной нагрузке, характеризуемой блоком нагружения, заданный режим заменяется эквивалентным по воздействию на усталость постоянным с моментом Тmax, действующим на протяжении эквивалентного числа циклов NHE, NFE.
За расчетный момент Т2=Тmax принимают момент на колесе, действующий за весь срок службы не менее 50000 циклов.Пиковые и наибольшие моменты с меньшей продолжительностью действия на сопротивление усталости не влияют и учитываются только при проверке на статическую прочность.
12. МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ НАГРУЗОЧНОЙ СПОСОБНОСТИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ.
1. Сопротивление КОНТАКТНОЙ усталости зубчатой пары при данных размерах может быть повышено: «УВЕЛИЧЕНИЕМ ТВЕРДОСТИ рабочих поверхностей зубьев, Это может быть достигнуто: ü изменением материала, ü изменением режима термообработки, ü применением поверхностного упрочнения «Изменением ГЕОМЕТРИИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ. Это может быть достигнуто: ü Увеличение угла зацепления ü применением нестандартного зацепления с углом профиля ü увеличением угла наклона зуба
2. Сопротивление ИЗГИБНОЙ усталости зубчатой пары без увеличения ее размеров (если контактная выносливость достаточна) может быть повышено одним из следующих способов: «Увеличением модуля с одновременным уменьшением числа зубьев, если при этом не будет их подрезания. «Увеличением угла зацепления, применяя смещение инструмента, но с тем, чтобы степень перекрытия была бы в допустимых пределах и не получалось заострение зубьев. «Применением передач, у которых коэффициент смещения X для шестерни увеличивают за счет колеса. Следует однако иметь ввиду, что это возможно лишь до X=0, 6...0, 8, так как при увеличении смещения одновременно с возрастанием толщины зуба у основания уменьшается радиус выкружки и повышается концентрация напряжений. «Повышением точности обработки колес и применением приработки их в паре, что снижает динамическую нагрузку и улучшает распределение нагрузки между зубьями и по длине контактных линий. «Применением поверхностного упрочнения переходной зоны у корня зуба поверхностной закалкой, цементацией, наклепом дробью, что снижает влияние концентрации напряжений и повышает усталостную прочность зуба. Способ применим только при аналогичном упрочнении рабочей поверхности зуба. «Увеличением радиуса кривизны переходной кривой у основания зуба, что снижает концентрацию напряжений.
13. КОНИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ 13.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Передачи коническими колесами применяют при осях валов, пересекающихся под любым углом
Конические зубчатые передачи выходят из строя по тем же причинам, что и цилиндрические. Поэтому их расчет выполняют по формулам, аналогичным цилиндрическим, записанным в параметрах эквивалентных цилиндрических передач с учетом 15 % снижения передаваемой нагрузки по сравнению с эквивалентными цилиндрическими. Здесь мы рассмотрим только отличительные особенности расчёта конических колёс. Для конической прямозубой передачи рекомендуют и =2...3; при колесах с круговыми зубьями и до 6, 3. Эвольвентные кривые формируются на соосных сферических поверхностях с центром в вершине основного конуса. Поэтому для расчета геометрии эвольвентной конической передачи необходимо применять сферическую геометрию. Так как это сложно, то используют приближенный метод расчета геометрии - метод дополнительных конусов, предложенный английским столяром Томасом Тредгольдом. 13.2 ГЕОМЕТРИЯ ЭВОЛЬВЕНТНОЙ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Для правильной работы конической передачи требуется: Ø большая точность изготовления колес по углам начальных конусов, Ø высокая точность изготовления по углу между осями в корпусе передачи Ø тщательная регулировка осевого положения колес, обеспечивающая совпадение вершин начальных конусов.
Начальные тела колес - начальные конусы с углами при вершинах Толщина и высота зуба, окружная скорость на начальном конусе меняются по длине зуба. Расчет на прочность ведется по среднему сечению, которое характеризуется размерами:
Примечание: В обозначениях всех геометрических величин, относящихся к среднему сечению, букву " m " в индексе разрешается опускать т.е. Rm=R; dm=d; mtm=mt; mnm=mn; Измерение колес ведется на базе внешнего дополнительного конуса с размерами dwe1; dwe2; de1; de2 и модулями mte; mne; 13.3 СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕ.
Для определения сил, действующих в передачах с косым и круговым зубом, заменяем их косозубой цилиндрической передачей (рис.), в которой радиусы начальных окружностей равны длинам образующих средних дополнительных конусов, а угол наклона зуба равен среднему углу наклона зубьев
Радиальная и осевая силы, действующие на ведомое колесо, будут Fr2=Fx1 и Fx2=Fr1.
Направление действия сил Fr2 и Fx2 обратно направлению действия сил Fx1 и Fr1. Если осевая сила на шестерне оказывается отрицательной, то она направлена к вершине конуса. В этом случае при наличии зазоров в подшипниках и малой жесткости опор при работе боковой зазор в зацеплении уменьшается и может происходить заклинивание колес. Во избежание этого целесообразно выбирать такое направление наклона зуба, чтобы осевое усилие действовало от вершины конуса шестерни. В реверсивных передачах, например заднего моста автомобиля, это не достижимо, и поэтому в нихследует повышать жесткость конструкции и подшипники ставить без зазора - с предварительным натягом.
Силы в прямозубой передаче находятся как частный случай косозубых при ![]()
13.4 РАСЧЕТ КОНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ.
|