Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма государства, государственный механизм
Тема 4 1. Понятие формы государства и ее соотношение с сущностью и типом государства. 2. Форма правления как элемент формы государства. Понятие, виды. 3. Форма государственного устройства. Понятие, виды. 4. Понятие и виды политических режимов. 5. Понятие механизма государства. Структура государственного механизма. Органы государства: понятие и виды. 6. Теория разделения властей. Ее сущность, значение. Разделение властей и механизм государства.
1. Если сущность государства заключается в обеспечении сочетания общесоциальных и классовых интересов, содержание в деятельности органов государства по реализации функций государства, то форма – это организация государственной власти. Она характеризует взаимосвязи элементов государства, прежде всего, его органов, как между собой, так и с населением государства. С середины XIX в литературе по теории государства и государственному праву используется понятие формы правления и формы государственного устройства как элементов, составляющих форму государства. Еще древнегреческие и римские философы и политики делили все государства по форме правления на монархии и республики. Позднее было выработано понятие унитарных (единых) и сложных по структуре (федеративных) государств, а также понятие особых государственных образований – уний и конференций. Форма правления и форма государственности устройства отражает, прежде всего, статистический аспект государства. Их функционеров во многом зависит от используемых государством методов осуществления власти, характере и масштабах используемого насилия, уровня использования в осуществлении власти элементов демократии, участия населения в управлении обществом. Для отражения этих факторов, характеризующих динамику государственной жизни, в середине XX в. благодаря, в первую очередь, усилиям советских авторов, в мировую науку вошло понятие политического (государственного) режима как системы методов осуществления государственной власти с точки зрения уровня развития демократии и характера применяемого государством насилия. Таким образом, можно сказать, что форма государства, характеризующая его внутреннее устройство, складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима. Суммируя сказанное о них, можно дать определение формы государства. Форма государства это внутреннее его устройство, характеризуемое порядком образования и взаимодействия органов власти и управления, взаимоотношения государства и населения. Форма государства зависит, прежде всего, от типа государства, определяемого тем или иным способом производства. Так, большинство рабовладельческих государств были монархиями, все государства азиатского типа были деспотическими монархиями. Большинству буржуазных государств присуща республиканская форма правления. Кроме того, на форму государства оказывают влияние такие факторы как воздействие других государств, международная обстановка, наличие или отсутствие, а также степень развития экономических, политических и культурных связей с соседями. На форму государственного устройства может оказать серьезное воздействие национальный состав населения, национальные традиции и менталитет населения. Для более подробной и полной характеристики формы конкретного государства наряду с элементами, названными выше, используется также описание органов правосудия, местного самоуправления, принципов административно-территориального деления, правового статуса личности и общественных объединений и других политических институтов. 2. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти, порядок их образования и характер отношений и взаимодействия. Как уже сказано по форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархии – это государства, главой которых является невыборное (как правило), несменяемое юридически не ответственные лицо, передающее свою власть по наследству. Республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит не только выборное лицо (в редких случаях может существовать коллективный глава), но и юридически ответственное, получающее власть от народа в результате выборов. Монархии можно подразделить на абсолютные, в которых власть главы государства ничем не ограничена и ограниченные. К числу последних относятся, в частности, сословно-представительные монархии, в которых власть монарха ограничена конституцией лишь в сфере законодательной. Законы принимает парламент. В области управленческой монарх самостоятельно формирует правительство, назначает премьера и членов кабинета, определяет внутреннюю и внешнюю политику. На сегодняшний день таких государств в чистом виде нет. В конце XX в. до конца происшедших там революций к ним относились Ирак и Эфиопия. К парламентским монархиям относятся все монархии Европы и ряд монархий в Азии и Африке (Например, Япония). В прошлом республики существовали как демократические (Афины), аристократические (Рим), олигархические (Карфаген). Нынешние республики принято делить на президентские и парламентские. И в тех, и в других есть парламент и президент. Но если в президентских президент (как монарх в дуалистических монархиях) вполне самостоятелен в принятии решений в управленческой сфере, но ограничен в области законодательной, то в парламентских республиках президент существует, лишь как во многом номинальная фигура, существенных властных полномочий не имеет. Следует отметить, что конкретное соотношение сил и полномочий сильно отличается в различных станах. Приведенные здесь модели существуют как идеальные. Форма правления конкретной страны лишь по преимуществу, по главным признакам может быть отнесена к той или иной разновидности, имея черты других. Поэтому весьма проблематично существование так называемых «смешанных» или «полупрезидентских» республик. 3. Форма государственного устройства – это внутреннее территориальное деление государства, характеризующееся взаимоотношением отдельных территорий (частей) государства между собой и центральными государственными структурами. По форме государственного устройства бывают простыми (унитарными) или сложными (федеративными). Простые – это государства, где отдельные территории не имеют самостоятельной, независимой от центра государственной власти, где все их органы входят в единую систему иерархически организованной власти. Здесь единой судебная, налоговая, финансовая система. В федеральных государствах, напротив, отдельные их части обладают признаками государственных образований. Составляющие федерацию ее субъекты имеют собственные органы власти, наряду с федеральной существуют собственная судебная система и собственная правовая система. До сих пор остается спорным вопрос о наличии у субъектов федерации государственного суверенитета, другие признают суверенитет лишь за федерацией. Наиболее взвешенной должна быть признана концепция «расщепленного суверенитета» в соответствии с которой субъекты федерации передают центральной власти часть своих суверенных прав. Для юридического оформления этого необходимо разграничить четко полномочия центральной власти и полномочия субъектов федерации. О жизненности такого подхода свидетельствует реальная практика современных федераций, а также подход международного права. Федерации бывают разных видов. Есть федерации договорные и конституционные, созданные «сверху». Есть федерации чисто территориальные (США), созданные из национальных государственных образований (Бельгия) и смешанные (Индия). Вопрос об унитарном или федеративном государстве не следует смешивать с централизованным или децентрализованным государством. Унитарные государства могут предоставлять территориям широкие права в области местного самоуправления, решение многих вопросов. Могут создавать национальные автономии для местностей, где проживают другие народы. Напротив, в отдельных федерациях может существовать такая степень централизации, которая лишает, по сути, субъектов их статуса государственных образований. Наряду с названными формами существуют промежуточные государственные образования – унии и конференции, которые государствами не являются, а представляют собой государственные образования, которые носят временный характер. Они резко или поздно распадаются или превращаются в федерации. К характеристике формы правления и формы государственного устройства, а в известной мере и к характеристике третьего элемента формы государства – политического (государственного) режима имеет отношение вопрос об империи как особой разновидности формы государства. Многочисленные авторы, прежде всего политологи, называют империей жестко централизованные государства, отличающиеся разнообразием объединяемых территорий как в этно-национальном так и в географическом смысле на основе отношений метрополия-колония или центр - окраины. Ввиду крайней неопределенности предлагаемых критериев этот подход вряд ли приемлем в правовой науке. Для юристов империя – это монархия, во главе которой стоит монарх, имеющий официальный титул императора. 4. Политический режим отражает характеристику методов осуществления государственной власти, ее взаимоотношения с гражданами, общественными организациями и иными структурами, создаваемыми населением (хозяйственные, личные и др.). Использовавшийся, прежде всего термин политический режим не всегда точно отражает существо дела, поскольку принципы взаимодействия государственных структур и взаимодействия общественных образований могут не вполне совпадать. Поэтому предпочтительнее использовать термин государственный режим. А политический режим использовать для характеристики отношений между иными элементами политической системы. Если власть осуществляется на основе справедливого и гуманного закона, принятого представительным органом, действует строго в его пределах, признаются основные права и свободы граждан, на страже их соблюдения стоят государственные органы и независимая судебная система, существует местное самоуправление – можно говорить о демократическом политическом режиме. Следует сразу сказать, что демократия – явление сложное, неоднозначное. Не может быть «чистой», абсолютной демократии. Она в обществе, где существуют социальные противоречия, во многом носит характер формальный. Социальное и экономическое неравенство искажают реальное содержание демократических прав и свобод, ограничивает их реализацию. Режим, при котором либо открыто провозглашается отказ от демократических прав и свобод, либо они существуют лишь на бумаге, а население отстранено от реального участия в формировании власти, называются антидемократическими. Разумеется, степень отказа от демократических прав и свобод может быть различной. В связи с этим принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы. К числу последних относится, например фашистский режим, существовавший в 30-40 годах XX в. в ряде стран Европы (Италия, Испания, Германия). Авторитарные режимы отличаются различной степенью ограничения демократических прав и свобод, падением роли представительных органов и общественных организаций и объединений, отсутствием или формальным признанием разделения властей, отсутствием независимого суда и т.п. Примером авторитарного режима является бонапартизм, существовавший во Франции в середине XIX в. и отличавшийся опорой власти на армию, лавированием между социальными силами, но сохранявший некоторые признаки демократического устройства власти, а также режимы, существовавшие в странах восточной Европы и СССР во второй половине XX века до их падения. Возможна классификация режимов и по другим основаниям можно говорить о существовании милитаристских и гражданских режимов, светских и религиозных. К проблемам формы государства примыкает вопрос о характеристике так называемых империй. За последние годы под влиянием терминологии, используемой в политической науке, в учебниках по теории государства и права появилось описание империи как особой формы государства, отличающейся антидемократическим режимом. Жесткой централизацией власти, неоднородностью национальных и территориальных образований на основе отношений метрополия – колония (центр – окраины). Не исключая возможности подобного подхода, следует отметить, что в итоге в одну группу империй попадают Римская империя (Византия), царская Россия и Советский Союз. Вряд ли это можно признать плодотворным. Для юриста империя – это государство, возглавляемое лицом, принявшим или получившим по наследству титул императора (Византия, Российская империя). 5. Как известно, одним из признаков государства является существование особого слоя людей – профессионально осуществляющих управление, чиновников. Они организованы в специальные структуры – органы. Система органов государства, связанных между собой организационно и единством принципов деятельности, осуществляющих государственную власть, реализующих функции государства и принято именовать государственным механизмом. Наряду с этим понятием используется часто термин государственный аппарат. Одни авторы (например, В.Н. Хропанюк) считают их равнозначными, совпадающими по содержанию. Однако, большинство полагают, что механизм государства охватывает наряду с собственно государственными органами также администрацию государственных учреждений и предприятий (дирекция унитарных и казенных предприятия (дирекция унитарных и казенных предприятий, руководство госкорпораций, дирекции государственных образовательных, культурных, научных учреждений и т.д.) Представляется, что эта позиция предпочтительнее. Недопустимо включать в механизм государства политические партии, профсоюзные и другие общественные организации, органы местного (муниципального самоуправления и общественной самодеятельности населения). Осуществляемая ими власть носит принципиально иной, неполитический характер. Они являются элементами политической системы общества, но не относятся к механизму государства. Элементами механизма государства выступают органы государства. Они образуются и действуют на основе закона или иного нормативного акта, представляют собой группу людей (государственных служащих, чиновников), связанных дисциплиной и субординацией, наделенных государством полномочиями по осуществлению государственных функций организационными и правовыми методами, включающими применение государственного принуждения. Круг властных полномочий, которые одновременно выступают и как обязанности органа, именуется компетенцией органа. Органы государства в зависимости от выполняемых функций выстраиваются в определенную структуру. Она может простейшей (у древних государств) или имеет сложную конфигурацию. Так, современные государства имеют сложную структуру механизма, включающую следующие разновидности органов: 1. Глава государства. Это может быть монарх или президент. Может быть и коллегиальный глава государства в виде специального органа (Совет эмиров в ОАЭ). Функции главы отличаются и зависят от конкретной разновидности монархии или республики. 2. Органы государственной власти. Их именуют также представительными или законодательными органами. В современных государствах это парламенты. В России – Федеральное собрание. В субъектах Российской Федерации эти органы имеют различные названия. В Пермском крае – Законодательное собрание. Главная функция данных органов – принятие законов. 3. Исполнительные органы. Обычно именуются правительствами. К ним относятся также различные иные структуры, формируемые при правительстве (министерства, агентства, службы, бюро и т.д.). Главное их назначение – организация исполнения законов, оперативное решение разнообразных управленческих проблем. К этим органам примыкают также различные органы, осуществляющие охрану правопорядка, борьбу с правонарушениями. Иногда их выделяют в самостоятельную группу органов, включающую также органы исполнения наказаний. 4. Контрольно-надзорные органы, включающие прокурорские органы, различные государственные инспекции и контрольные службы. 5. Органы правосудия, главная функция которых – отправление правосудия. 6. В отдельную группу могут быть включены органы руководства армией, разведкой, контрразведкой, примыкающие по характеру выполняемых функций к исполнительным органам. Имеется большое количество оснований, по которым могут быть классифицированы органы государства. В частности, бывают органы первичные, формируемые населением и вторичные, образуемые другими органами. С этой классификацией соотносится (но не совпадает) деление органов на избираемые и назначаемые. Органы могут быть поделены на единоличные и коллегиальные, органы – общей и специальной компетенции постоянные и временные. В федерациях существуют федеральные органы и органы субъектов Федерации. Представляет интерес и анализ принципов организации и деятельности государственного аппарата (законность, профессионализм, справедливость и др.) 6. Теория разделения властей возникла в период борьбы буржуазии за власть против господства феодалов. Есть несколько вариантов этой теории. Наиболее распространено на сегодняшний день мнение о том, что существуют законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. В момент ее становления буржуазная обосновывала свои претензии на законодательную власть, соглашаясь с претензиями аристократии на исполнительную власть при независимой судебной власти. С получением всей полноты власти социальный аспект данной теории отошел на второй план и главным в ней стал юридический: точное распределение полномочий между ветвями власти и существование системы «сдержек противовесов», позволяющей исключить сосредоточение всей полноты власти в руках одного органа. Впервые и наиболее последовательно это было сделано в конституции США. Однако нигде и никогда теория не была реализована полностью. Парламент зачастую подменялся в правотворчестве исполнительной властью. Суды далеко не всегда были независимы в своих решениях. Поэтому теория эта на рубеже XIX-XXвв. во многом утратила свою популярность и подвергалась критике за непоследовательность и неэффективность (И.Бентам, К.Маркс, В.И. Ленин). Однако во второй половине XX в. с ростом демократических тенденций в большинстве стран теория получила «второе рождение». Ее демократическая составляющая, позволяющая ограничивать произвол отдельных звеньев механизма государства, несомненно, заслуживает положительной оценки. Однако теория разделения властей может играть свою позитивную роль только при условии отсутствия в обществе открытой конфронтации и назревших социальных конфликтов. При их наличии, она не способна предотвратить социальные бури и потрясения, крах социальных и политических институтов. Другим условием эффективности и позитивного влияния на государственно-правовую действительность является достаточно высокий уровень общей, политической и правовой культуры и населения, и правящей элиты. Следование постулатами данной теории позволяет выстроить систему государственных органов и рекомендации данной концепции не существует.
|