Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннее творчество Толстого






В апреле 1851 года, 22-летним молодым человеком, не кончившим университетского курса, разочаровавшимся в попытках улучшить жизнь своих яснополянских крестьян, Толстой уехал со старшим братом на Кавказ (Н. Н. Толстой служил там артиллерийским офицером).

Как и герой " Казаков" Оленин, Толстой мечтал начать новую, осмысленную и потому счастливую жизнь. Он еше не стал писателем, хотя литературная работа уже началась — в форме писания дневника, разных философских и иных рассуждений. Начатая весной 1851 года " История вчерашнего дня" в дороге была продолжена наброском " Еще день (На Волге)". Среди дорожных вещей лежала рукопись начатого романа о четырех эпохах жизни.

На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика. После Кавказа и героической обороны Севастополя, в мае 1857 года, находясь в Швейцарии и думая о судьбе своей родины, Толстой записал в дневнике: " Будущность России — казачество: свобода, равенство и обязательная военная служба каждого".

По левому берегу Терека, на узкой полосе лесистой плодородной земли, жили во времена Толстого гребенские казаки — " воинственное, красивое и богатое... русское население ". Их предки пришли на Северный Кавказ с Дона в конце 16 века, а при Петре I, когда по Тереку создавалась оборонительная линия от нападений соседей-горцев, были переселены на другую сторону реки. Здесь стояли их станицы, кордоны и крепости. В середине XIX века гребенских казаков было немногим более десяти тысяч. В одной из глав своей повести Толстой рассказывает историю этого " маленького народца", ссылаясь на устное предание, которое каким-то причудливым образом связало переселение казаков с Гребня с именем Ивана Грозного. Это предание Толстой слышал, когда сам жил в казачьей станице и дружил со старым охотником Епифаном Сехиным, изображенным в повести под именем дяди Ерошки.

На Кавказе Толстой был потрясен красотой природы, необычностью людей, их образом жизни, бытом, привычками, песнями. С волнением слушал и записывал он казачьи и чеченские песни, смотрел на праздничные хороводы. Это было не похоже на виденное в крепостной русской деревне, увлекало и вдохновляло. Теперь известно, что Толстой стал первым собирателем чеченского фольклора.

Работая над " Казаками", Толстой не только по памяти восстанавливал свои кавказские впечатления и переживания, но и специально перечитывал дневники тех лет. Из дневника перешли в повесть многие образы и детали: Ванюша, любивший щеголять знанием французских слов; подарок лошади казачонку, беседы с Епишкой и охота с ним; любовь к казачке и ночные стуки в окошко; казачьи хороводы с песнями и стрельбой; мечты купить дом и поселиться в станице; сознательные попытки делать каждый день что-нибудь доброе; рассуждение о том, что надо " без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви".

В духовной жизни главного героя повести не только отразился момент биографии писателя, совпадающий с его пребыванием в 1851-1854 годах на Кавказе, но в еще большей мере в ней воплощен тот Толстой, который в начале 60-х годов печатал свои " педагогические" статьи, а школы организовывал по образцу казачьих общин.

Судьбы России и ее народа неотступно беспокоили Толстого. Об этом он разговаривал в Лондоне с А. И. Герценом и потом в письмах к нему делился своими мыслями, отчаянно спорил с либералами-западниками и консерваторами-славянофилами. Он был уверен, что Россия не может жить по-старому, а новые ее пути не будут слепым повторением европейского буржуазного опыта.

Как и прежде, его волновал и тревожил вопрос: что же делать умному, чуткому и совестливому дворянину, если он недоволен своей средой, если его влечет жизнь общая, народная, если он не хочет чувствовать себя виноватым за социальные и нравственные пороки окружающего мира?

Над " Казаками" Толстой трудился с перерывами десять лет. Сразу после выхода в " Современнике" повести " Детство" он решил писать " Кавказские очерки", куда вошли бы и удивительные рассказы Епишки об охоте, о старом житье казаков, о его похождениях в горах. Замысел не был осуществлен, может быть, потому, что подробный и очень интересный очерк " Охота на Кавказе" (где Епишка фигурирует под собственным именем) написал и Н. Н. Толстой.

В основе повести — конфликт меж­ду людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства, и дворянином Олениным, желающим сблизиться с жизнью казаков, но терпящим неудачу в этих своих попытках. Оленин отправляется на Кавказ с наивными надеждами на нравственное возрождение. Он весь во власти традиционных романтических представлений о Кавказе: он мечтает о подвигах, славе, необыкновенной любви... Для него «все мечты о будущем соединялись с образами Аммалат-Беков (герой повести А. Бестужева-Марлинского), черкешенок, гор, обрывов, страшных потоков и опасностей». Он даже оказывается способным почувствовать красоту кавказской природы, открывает для себя новый мир, совершенно непохожий на тот, в котором он жил ранее. В нем возникает желание стать простым казаком, подчинить себя законам, по которым люди «живут, как живет природа». Любовь к краса вице-казачке Марьяне, дружба со старым охотником дядей Брошкой помогают Оленину признать превосходство жизни простых казаков.

Для Толстого очень важен был дядя Ерошка, изображенный в повести к ак олицетворение народной мудрости, добра и справедливости. Знакомство с ним раскрыло перед Олениным новый мир человеческих отношений — отсутствие эгоистической замкнутости, органичную близость к природе, общительность и искреннее дружелюбие. Однако существует некий психологический барьер, преодолеть который Оленин не в состоянии, и который не дает ему возможности приобщиться к естественной и нормальной жизни казачьего мира с его целостностью и твер­дыми нравственными устоями.

Природа и человек, живущий по законам природы, представляют, по мнению Толстого, высшую ценность. Они способны очистить, облагородить и нравственно исцелить человека, выросшего в праздной городской атмосфере, в «цивилизованном» обществе. Но типично романтический сюжет (герой, ищущий спасения от духовного разлада в необычной для него патриархальной среде) разрабатывается у Толстого по законам реалистического искусства. Никогда писатель не переходит границ, за которыми начинается нарушение жизненной правды. Никакого искупления не происходит и произойти не может. Оленин для Марьяны и дяди Ерошки навсегда остается человеком чужой, враждебной культуры; нет ничего, что могло бы помочь их духовному сближению. Он нуждается в казаках, но для них-то Оленин чужак.

Вместе с тем реалист Толстой далек от идеализации казачьей жизни. Он видит, как появляются в станице новые нравы и обычаи, а старые патриархальные традиции исчезают. Характерно, что дядя Брошка оказывается в определенной степени уже чужим и непонятным для молодых казаков. «Нелюбимые мы с тобой, сироты!» — плача, говорит он Оленину.

В произведении Л. Н. Толстого представлены две яркие фигуры, которые символизируют прямо противоположные типы, два полюса личности человека. Один их них — образ светский, условный (Оленин). Другой — природный, стихийный (Лукашка). В повести полюса находят общую точку соприкосновения, вернее, место — Кавказ. События складываются таким образом, что только одна фигура — Оленин — помещается в инородную среду. Лукашке подобного случая не предоставляется. Считается, что Оленин оказался к новому образу жизни не готовым и не смог принять законы казачьей среды. Необходимо отметить, что именно этот образ стал воплощением философских взглядов самого Л. Н. Толстого. И главным здесь является то, что Дмитрий Андреевич Оленин пытается жить для других. «Его удерживало смутное сознание, что он может жить вполне жизнью Ерошки и Лукашки, потому что у него есть другое счастие, — его удерживала мысль о том, что счастие состоит в самоотвержении». Пожив немного в новой обстановке, Оленин понимает, что их жизнью он жить не сможет, потому что она противоречит его идеалам, его новой теории. Казаки — хоть и вольное, свободное братство, но, по мнению Оленина, совершенно не склонны к самоотверженности. Некоторые из них в любом деле ищут только выгоду. Например, Лукашка променял подарок Оленина (коня) на другого коня. И после того, как похвастался дарителю новым приобретением, говорит Назарке: «спасибо отдарил его кинжалом, а то коня бы просить стал». Так действительно ли в образе Лукашки воплощен отрицательный полюс повести «Казаки»? Лукашка — смелый и наблюдательный джигит. Недаром именно он заметил абрека под корягой, плывущей по воде. Автор восхищается им: «Лукашка, стоявший на вышке, был высокий красивый малый лет двадцати... Лицо и все сложение его, несмотря на угловатость молодости, выражали большую физическую и нравственную силу». В том мире, в котором живет Лукашка, традиции имеют очень большое влияние. Это видно даже из небольших фрагментов на протяжении всего повествования. Одним из примеров власти вековых обычаев является эпизод, когда Лукашкина мать приходит свататься. «Хорунжиха... отклоняется от этого разговора... Главное же потому, что приличие того требует». Важность традиций для жизни казака подтверждает и другой эпизод. Лукашка привез чихирю дяде Ерошке и заодно решил посоветоваться с ним. Несмотря на старческую болтовню, дядя Ерошка дает молодцу немало дельных советов. «За ружьем не стой, - сказал старик, - ружья не дашь-награды не будет» или «Только слушай дядю, я тебе худу не научу: вели ему (Гирей-хану) клятву взять, тогда верно будет; а поедешь с ним, все пистолеты на готове держи». Несмотря на легкость, которая видна в поведении Лукашки во время разговора, он «внимательно слушал старика». Здесь, среди гор, вдали от цивилизации человек моет выжить, только используя весь опыт, накопленный его предками.

Оленин порой снисходительно относится к дяде Ерошке. светский молодой человек не принимает во внимание слова старика о том, что «когда палка лежит, ты через нее не шагай, а или обойди, или скинь так-то с дороги да молитву прочти: " Отцу и сыну и святому духу", и иди с богом».Дмитрий Андреевич называет подобные поучения вздором.И вот, наконец, две противоположности все-таки находятточку соприкосновения. У них появляются общие темы для беседы. Тон Лукашки немного помешлив. «Что ж вы сюда приехали, волей или неволей? - спросил Лукашка, все как будто посмеиваясь». Своим поведением казак выражает не только собственное отношение к персоне Оленина, но и мнение многих своих товарищей. Среди них Оленин оказывается «белой вороной». Для того, чтобы еще более подчеркнуть несоответствие одного из своих героев окружающему большинству, Толстой вводит в повесть фигуру Белецкого. Дмитрий Андреевич и с его помощью не принимает и не пытается принять законы чужого быта. Поэтому он остается для окружающих загадкой. Чем скрытее его действия или, наоборот, значительнее(подарок), тем еще менее понятным Оленин становится для окружающих. Однако для него Кавказ - это не только отдаленное место, куда можно сбежать. Он чувствует, что «тут в станице его дом, его семья, все это счастие и что никогда и нигде он не жил и жить не будет так счастливо, как в этой станице». Оленин находит здесь самое главное, чем в избытке владеют жители гор, — свободу. Именно это чувство молодой человек «заберет с собой» из «кавказской» жизни. Не потому ли казаки так прекрасны и «беспечны», что они свободны в своих чувствах, эмоциях, действиях? Для Оленина подобная свобода до сих пор была незнакома. «Люди живут, как живет природа». Именно эту гармонию человека и природы встречает Оленин в новом периоде своей жизни. «Он с каждым днем чувствовал себя здесь более свободным и более человеком». Мне кажется, нельзя сравнивать двух главных героев повести, чтобы решить, кто из них — Оленин или Лукашка — является отрицательным персонажем. Они представляют две различные стихии. Кавказ стал местом, где они столкнулись. И для обоих столкновение стало драматическим.Лукашка ранен, а Оленин вынужден возвращаться назад. «В конфликте Оленина с казачьим миром обе стороны правы, — пишет Л. Опульская. — Обе утверждают себя: и эпически величавый строй народной жизни покорный своей традиции, и разрушающий все традиции. Жадно стремящийся к новому, вечно не успокоенный герой Толстого». Философское стремление Оленина «жить для других» постепенно разрушается. Возможно и потому, что этого он не встречает ответной реакции.И Оленин снова начинает жить для себя. Лукашка же считает, что все время живет только для себя. Он был свободен и останется свободным навсегда. И этих двух людей, таких разных и противоречивых, неожиданно объединяет одно — счастье жить. Подобную мысль Толстой вкладывает в уста Оленина: «Ведь надо жить, надо быть счастливым... Все равно, чтобы я ни был: такой же, зверь, как и все, на котором трава вырастет и больше ничего, или я рамка, в которой вставилась часть единого божества — все-таки надо жить наилучшим образом». И примером этой жизни становится в повести именно Лукашка. Так два столь далеких образа через ощущение свободы и счастья, стремление к которым свойственно каждому, приходят к единому пониманию смысла человеческой жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал