Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика






Изменения на международной арене.

Внешнеполитическая деятель­ность Советского государства во второй половине 40-х годов соверша­лась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел ди­пломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важней­ших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании после­военного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руко­водители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национали­зацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демо­кратии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской дикта­туры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Ин­формационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координа­ция действий компартий государств народной демократии, которые ста­ли называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалисти­ческий и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государст­венного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены дого­воры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Со­ветский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китай­ской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусмат­ривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтвержда­лось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны дос­тигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатиче­ские отношения с государствами, получившими независимость в резуль­тате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Начало «холодной войны».

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзни­ками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое назва­ние получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х — начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального пе­риода «холодной войны» были В.М. Молотов, а с 1949 г. – А.Л. Вы­шинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с вы­двинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расце­нило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Вос­точной Европы.

Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Се­вероатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях быв­ших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ста­вила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запреще­нии атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались предста­вителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вы­вел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участ­вовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои под­писи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сто­ронников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международ­ного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руково­дство Корейской Народно-Демократической Республики сделало по­пытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить пози­ции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Ко­рее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Север­ную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операци­ях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных диплома­тических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы.

Одним из ведущих направле­ний внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румы­нии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и тор­говли между странами была создана межправительственная экономиче­ская организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румы­ния, Чехословакия, а с 1949 г. — ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточ­ной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно­европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Наме­чалось развитие экономических и культурных связей, проведение кон­ференций по международным вопросам, затрагивающим интересы дого­варивающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Вос­точной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологиче­ских и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в реко­мендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внеш­ней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совме­стных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно- политической жизни, усиление международной напряженности — таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, уже­сточилась командно-административная система. В эти же годы в обще­ственном сознании все более четко формировалась мысль о необходи­мости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облег­чила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы обществен­ной жизни.

49. Советский Союз в 50-х – середине 60-х гг. 20 века.

195 СССР в середине 50 х — начале 60 х годов. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Закончилась целая эпоха в жизни страны. Необходимы были радикальные перемены. Сразу же после смерти Сталина началась борьба за власть в высших партийных органах. К марту 1953 г. в руководстве страны сложилось два политических направления: линию на сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок отстаивали В. Молотов, Л. Каганович, Н. Булганин, К. Ворошилов; линию на реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режима — как ни парадоксально — Л. Берия, Г. Маленков, Н. Хрущев. После смерти Сталина Г. Маленков был назначен Председателем Совета Министров СССР. Его первыми замами стали Берия (назначенный также министром внутренних дел), Молотов, Булганин, Каганович. Хрущев сохранил пост секретаря ЦК. На страницах печати начинается критика культа личности Сталина. 27 марта 1953 г. был принят Указ об амнистии, по которому освобождению подлежали 1 184 264 человека, среди них и политические заключенные. Были сняты паспортные ограничения для проживания амнистированных в 340 городах страны. 18 апреля 1953 г. было прекращено сфальсифицированное «дело врачей». Одновременно была сделана попытка повлиять на развитие хозяйственного комплекса страны. Реальная власть в эти первые месяцы после смерти Сталина сосредоточилась в руках Л. Берии, за которым прочно утвердилась роль палача. Боязнь Берии, его заносчивость, нетерпимость к инакомыслию, его стремление единолично влиять на ход событий предопределили закат его карьеры. Заговор против Берии организовал и возглавил Хрущев. 26 июня 1953 г. Берия был арестован. А в декабре 1953 г. осужден и расстрелян как «враг коммунистической партии и советского народа». Падение Берии более всего усилило позиции Хрущева. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев стал первым секретарем ЦК КПСС. В феврале 1955 г. 196 в связи с пересмотром «ленинградского дела» с поста Председателя Совета Министров был освобожден Г. Маленков. На этот пост был назначен Н. Булганин. Начался период, который вошел в историю под названием «оттепели». С марта 1958 г. Н.С. Хрущев стал Председателем Совмина СССР. В экономической сфере был взят курс на социальную переориентацию экономики. Предлагалось изменить инвестиционную политику в направлении легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, зерновой проблемы; привлечь к производству товаров для народа предприятия тяжелой промышленности. В сентябре 1953 г. прошел Пленум ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Деревня могла подняться только с помощью полновесного материального стимула. Поэтому на Пленуме были определены следующие меры по развитию сельского хозяйства: снижение сельхозналогов, увеличение размеров приусадебных участков, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию. Однако в решениях 1953 г. по сельскому хозяйству было и весьма серьезное упущение: они, по существу обошли зерновую проблему. Выход из положения виделся в распашке больших земельных площадей. В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель на востоке страны (Сибирь, Казахстан). В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивали к концу десятилетия до 40% всех зерновых. В июле 1955 г. прошел Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам развития промышленности. Главная линия в развитии промышленности была обозначена как повышение технического уровня производства на базе электрификации, механизации, автоматизации. В 1956 г. на XX съезде партии впервые в план пятилетки был включен специальный раздел, посвященный научнотехническому прогрессу. В 1954 г. в стране были построена первая АЭС. Появилась новая отрасль — нефтехимия — шаг к созданию безотходного производства, был освоен выпуск искусственных материалов с заданными свойствами; созданы атомный ледокол, реактивные самолеты; прекратился выпуск паровозов и расширились масштабы электрификации железных дорог. В Москве построили первый заводавтомат по производству шарикоподшипников. О возросшем экономическом, технологическом и научном потенциале страны наглядно свидетельствовало начавшееся в тот период освоение Советским Союзом космического пространства. 197 1957 г. — запущен первый искусственный спутник Земли. 1961 г. — первый в мире космический корабль с человеком на борту. Интенсификация стимулировала реформу управления. В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные советы народного хозяйства — совнархозы; в 1958 г. были ликвидированы МТС, а техника была продана колхозам. Предполагалось, что эти меры разовьют инициативу на местах, укрепят материальную базу колхозов и ликвидируют двоевластие в деревне (колхозов и МТС). Эти меры способствовали укреплению сельского хозяйства. Экономика села стала набирать силу. Прирост сельскохозяйственной продукции за 19531958 гг. составил 34%. Однако с конца 50 х годов экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административным принуждением, что было привычно для управленческого аппарата. На рубеже 50–60х годов началось массовое преобразование колхозов в совхозы, ликвидация малых деревень, полное огосударствление промысловой кооперации; в начале 60х годов пошла новая волна притеснений на личные подсобные хозяйства, что привело к резкому сокращению производства картофеля, мяса, овощей. С 1959 г. началась кукурузная эпопея. Но чуда в сельском хозяйстве не произошло. 1962 г. — разделение партийных комитетов всех уровней на промышленные и сельскохозяйственные, что привело к неразберихе, путанице, росту бюрократического аппарата, усилению некомпетентного вмешательства партийных органов в решение производственных вопросов. Все эти непродуманные преобразования привели к тому, что темпы экономического развития страны катились вниз. Плановые задания систематически срывались. В середине 50х годов был разработан ряд мер, направленных на улучшение жизни населения (регулярно повышалась зарплата, прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов, был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, отменена плата за обучение, шло массовое строительство жилья). Однако на рубеже 5060х годов явственно обозначилась попытка правительства поправить положение дел в экономике за счет трудящихся. В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количество мяса, но вызвали восстания в городах. Самое крупное в г. Новочеркасске было подавлено силой оружия. 198 В 1963 г. возникли перебои не только с мясом, молоком, маслом, но и с хлебом. Ширились антиправительственные выступления. Тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупки американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до конца СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки американских фермеров, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались разорению. Так же непоследовательно, как в экономике, «оттепель» проходила и в политической жизни страны. Важнейшим событием общественно политической жизни был XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании Н.С. Хрущев сделал доклад «О культе личности и его последствиях». Факты, приведенные в нем, были настолько страшны, что в СССР доклад не публиковался до 1989 г. По итогам доклада было принято постановление, которое носило весьма умеренный характер. Все сводилось к «деформации» социализма изза особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И.В. Сталина. Постановление старательно обходило социальные корни явления, определенного как «культ личности», его органическую связь с тоталитарнобюрократической природой общественной системы. И все же сам факт публичного обсуждения творившихся в стране беззаконий и прямых преступлений высших должностных лиц положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравствен ному очищению, дал мощный толчок работе научной и художественной интеллигенции. Общественный подъем сопровождался рождением новых творческих направлений в искусстве. Возросла тяга людей к поэзии, литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Москва», «Наш современник», вновь начала выходить «Молодая гвардия». Особая роль в литературнообщественной жизни конца 50 — 60х годов принадлежала журналу «Новый мир» (главный редактор А.Т. Твардовский), который объединил вокруг себя многих талантливых писателей, критиков, публицистов. Литературные судьбы ряда крупных мастеров художественного слова начинались на страницах этого издания. «Новый мир» открыл читателям А.И. Солженицына (повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказы). В 1956–1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов и восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар). 199 В то же время немалую роль в судьбе науки, особенно искусства, продолжали играть пристрастия и произвол высших партийных руководителей и прежде всего самого Н.С. Хрущева. Хрущев подвергал грубой, порой уничтожающей критике поэтов, художников, скульпторов, творчества которых он просто не понимал. В 1961 г. была принята новая Программа КПСС, провозгласившая построение коммунистического общества уже к 1980 г. Намечалось выйти на первое место в мире по производительности труда и выпуску продукции на душу населения, уровню жизни народа, пре образовать социалистическую государственность в общенародное коммунистическое самоуправление, воспитать нового человека, гармонически развитого. На практике же последовательно проводилось в жизнь лишь положение о «возрастании руководящей роли КПСС» как ядра политической системы. Реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС. Она включала в себя два принципа: 1) принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем; 2) признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жесткого диктата в отношении социалистических стран). В 1955 г. по инициативе Советского правительства были нормализованы отношения с Югославией. В этом же году была создана военнополитическая организация соцстран — Организация Варшавского До говора (ОВД). В 1956 г. силами стран, участниц Варшавского Договора, был подавлен антикоммунистический мятеж в Венгрии. Изза резкого недовольства критикой «культа личности» Сталина значительно осложнились отношения с Китаем и Албанией. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, когда была возведена «берлинская стена». Эта акция привела к усилению противостояния в центре Европы. Говоря о международных отношениях тех лет, нужно особо остановиться на отношениях между СССР и США. Здесь мы тоже наблюдаем короткий период «оттепели». В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний, которые завершились подписанием в 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. В 1959 г. по приглашению президента США состоялся первый визит руководителя 200 Советского правительства и партии в США. Но визит советского лидера в США не получил своего продолжения. В обеих странах были силы, не заинтересованные в укреплении отношений между СССР и США. Ни в США, ни на Западе в целом не собирались отказываться от «холодной войны», эти страны продолжали наращивать и совершенствовать вооружение. В этих условиях и СССР стал энергично развертывать новые военные программы. Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе вызвало резкую ответную реакцию Соединенных Штатов, едва не обернувшуюся глобальной ядерной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н.С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса. В начале 60х годов все сильнее проявляется недовольство в обществе политикой Н.С. Хрущева. Это помогло партийно - государственной номенклатуре без какихлибо общественных потрясений избавиться от беспокойного лидера. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. — генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал