Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешняя политика
Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны). Начало «холодной войны». С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х — начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода «холодной войны» были В.М. Молотов, а с 1949 г. – А.Л. Вышинский. Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы. Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы. Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров. СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. — ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон. Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире. Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно- политической жизни, усиление международной напряженности — таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни. 49. Советский Союз в 50-х – середине 60-х гг. 20 века. 195 СССР в середине 50 х — начале 60 х годов. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Закончилась целая эпоха в жизни страны. Необходимы были радикальные перемены. Сразу же после смерти Сталина началась борьба за власть в высших партийных органах. К марту 1953 г. в руководстве страны сложилось два политических направления: линию на сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок отстаивали В. Молотов, Л. Каганович, Н. Булганин, К. Ворошилов; линию на реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режима — как ни парадоксально — Л. Берия, Г. Маленков, Н. Хрущев. После смерти Сталина Г. Маленков был назначен Председателем Совета Министров СССР. Его первыми замами стали Берия (назначенный также министром внутренних дел), Молотов, Булганин, Каганович. Хрущев сохранил пост секретаря ЦК. На страницах печати начинается критика культа личности Сталина. 27 марта 1953 г. был принят Указ об амнистии, по которому освобождению подлежали 1 184 264 человека, среди них и политические заключенные. Были сняты паспортные ограничения для проживания амнистированных в 340 городах страны. 18 апреля 1953 г. было прекращено сфальсифицированное «дело врачей». Одновременно была сделана попытка повлиять на развитие хозяйственного комплекса страны. Реальная власть в эти первые месяцы после смерти Сталина сосредоточилась в руках Л. Берии, за которым прочно утвердилась роль палача. Боязнь Берии, его заносчивость, нетерпимость к инакомыслию, его стремление единолично влиять на ход событий предопределили закат его карьеры. Заговор против Берии организовал и возглавил Хрущев. 26 июня 1953 г. Берия был арестован. А в декабре 1953 г. осужден и расстрелян как «враг коммунистической партии и советского народа». Падение Берии более всего усилило позиции Хрущева. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев стал первым секретарем ЦК КПСС. В феврале 1955 г. 196 в связи с пересмотром «ленинградского дела» с поста Председателя Совета Министров был освобожден Г. Маленков. На этот пост был назначен Н. Булганин. Начался период, который вошел в историю под названием «оттепели». С марта 1958 г. Н.С. Хрущев стал Председателем Совмина СССР. В экономической сфере был взят курс на социальную переориентацию экономики. Предлагалось изменить инвестиционную политику в направлении легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, зерновой проблемы; привлечь к производству товаров для народа предприятия тяжелой промышленности. В сентябре 1953 г. прошел Пленум ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Деревня могла подняться только с помощью полновесного материального стимула. Поэтому на Пленуме были определены следующие меры по развитию сельского хозяйства: снижение сельхозналогов, увеличение размеров приусадебных участков, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию. Однако в решениях 1953 г. по сельскому хозяйству было и весьма серьезное упущение: они, по существу обошли зерновую проблему. Выход из положения виделся в распашке больших земельных площадей. В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель на востоке страны (Сибирь, Казахстан). В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивали к концу десятилетия до 40% всех зерновых. В июле 1955 г. прошел Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам развития промышленности. Главная линия в развитии промышленности была обозначена как повышение технического уровня производства на базе электрификации, механизации, автоматизации. В 1956 г. на XX съезде партии впервые в план пятилетки был включен специальный раздел, посвященный научнотехническому прогрессу. В 1954 г. в стране были построена первая АЭС. Появилась новая отрасль — нефтехимия — шаг к созданию безотходного производства, был освоен выпуск искусственных материалов с заданными свойствами; созданы атомный ледокол, реактивные самолеты; прекратился выпуск паровозов и расширились масштабы электрификации железных дорог. В Москве построили первый заводавтомат по производству шарикоподшипников. О возросшем экономическом, технологическом и научном потенциале страны наглядно свидетельствовало начавшееся в тот период освоение Советским Союзом космического пространства. 197 1957 г. — запущен первый искусственный спутник Земли. 1961 г. — первый в мире космический корабль с человеком на борту. Интенсификация стимулировала реформу управления. В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные советы народного хозяйства — совнархозы; в 1958 г. были ликвидированы МТС, а техника была продана колхозам. Предполагалось, что эти меры разовьют инициативу на местах, укрепят материальную базу колхозов и ликвидируют двоевластие в деревне (колхозов и МТС). Эти меры способствовали укреплению сельского хозяйства. Экономика села стала набирать силу. Прирост сельскохозяйственной продукции за 19531958 гг. составил 34%. Однако с конца 50 х годов экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административным принуждением, что было привычно для управленческого аппарата. На рубеже 50–60х годов началось массовое преобразование колхозов в совхозы, ликвидация малых деревень, полное огосударствление промысловой кооперации; в начале 60х годов пошла новая волна притеснений на личные подсобные хозяйства, что привело к резкому сокращению производства картофеля, мяса, овощей. С 1959 г. началась кукурузная эпопея. Но чуда в сельском хозяйстве не произошло. 1962 г. — разделение партийных комитетов всех уровней на промышленные и сельскохозяйственные, что привело к неразберихе, путанице, росту бюрократического аппарата, усилению некомпетентного вмешательства партийных органов в решение производственных вопросов. Все эти непродуманные преобразования привели к тому, что темпы экономического развития страны катились вниз. Плановые задания систематически срывались. В середине 50х годов был разработан ряд мер, направленных на улучшение жизни населения (регулярно повышалась зарплата, прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов, был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, отменена плата за обучение, шло массовое строительство жилья). Однако на рубеже 5060х годов явственно обозначилась попытка правительства поправить положение дел в экономике за счет трудящихся. В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количество мяса, но вызвали восстания в городах. Самое крупное в г. Новочеркасске было подавлено силой оружия. 198 В 1963 г. возникли перебои не только с мясом, молоком, маслом, но и с хлебом. Ширились антиправительственные выступления. Тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупки американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до конца СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки американских фермеров, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались разорению. Так же непоследовательно, как в экономике, «оттепель» проходила и в политической жизни страны. Важнейшим событием общественно политической жизни был XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании Н.С. Хрущев сделал доклад «О культе личности и его последствиях». Факты, приведенные в нем, были настолько страшны, что в СССР доклад не публиковался до 1989 г. По итогам доклада было принято постановление, которое носило весьма умеренный характер. Все сводилось к «деформации» социализма изза особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И.В. Сталина. Постановление старательно обходило социальные корни явления, определенного как «культ личности», его органическую связь с тоталитарнобюрократической природой общественной системы. И все же сам факт публичного обсуждения творившихся в стране беззаконий и прямых преступлений высших должностных лиц положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравствен ному очищению, дал мощный толчок работе научной и художественной интеллигенции. Общественный подъем сопровождался рождением новых творческих направлений в искусстве. Возросла тяга людей к поэзии, литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Москва», «Наш современник», вновь начала выходить «Молодая гвардия». Особая роль в литературнообщественной жизни конца 50 — 60х годов принадлежала журналу «Новый мир» (главный редактор А.Т. Твардовский), который объединил вокруг себя многих талантливых писателей, критиков, публицистов. Литературные судьбы ряда крупных мастеров художественного слова начинались на страницах этого издания. «Новый мир» открыл читателям А.И. Солженицына (повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказы). В 1956–1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов и восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар). 199 В то же время немалую роль в судьбе науки, особенно искусства, продолжали играть пристрастия и произвол высших партийных руководителей и прежде всего самого Н.С. Хрущева. Хрущев подвергал грубой, порой уничтожающей критике поэтов, художников, скульпторов, творчества которых он просто не понимал. В 1961 г. была принята новая Программа КПСС, провозгласившая построение коммунистического общества уже к 1980 г. Намечалось выйти на первое место в мире по производительности труда и выпуску продукции на душу населения, уровню жизни народа, пре образовать социалистическую государственность в общенародное коммунистическое самоуправление, воспитать нового человека, гармонически развитого. На практике же последовательно проводилось в жизнь лишь положение о «возрастании руководящей роли КПСС» как ядра политической системы. Реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС. Она включала в себя два принципа: 1) принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем; 2) признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жесткого диктата в отношении социалистических стран). В 1955 г. по инициативе Советского правительства были нормализованы отношения с Югославией. В этом же году была создана военнополитическая организация соцстран — Организация Варшавского До говора (ОВД). В 1956 г. силами стран, участниц Варшавского Договора, был подавлен антикоммунистический мятеж в Венгрии. Изза резкого недовольства критикой «культа личности» Сталина значительно осложнились отношения с Китаем и Албанией. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, когда была возведена «берлинская стена». Эта акция привела к усилению противостояния в центре Европы. Говоря о международных отношениях тех лет, нужно особо остановиться на отношениях между СССР и США. Здесь мы тоже наблюдаем короткий период «оттепели». В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний, которые завершились подписанием в 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. В 1959 г. по приглашению президента США состоялся первый визит руководителя 200 Советского правительства и партии в США. Но визит советского лидера в США не получил своего продолжения. В обеих странах были силы, не заинтересованные в укреплении отношений между СССР и США. Ни в США, ни на Западе в целом не собирались отказываться от «холодной войны», эти страны продолжали наращивать и совершенствовать вооружение. В этих условиях и СССР стал энергично развертывать новые военные программы. Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе вызвало резкую ответную реакцию Соединенных Штатов, едва не обернувшуюся глобальной ядерной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н.С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса. В начале 60х годов все сильнее проявляется недовольство в обществе политикой Н.С. Хрущева. Это помогло партийно - государственной номенклатуре без какихлибо общественных потрясений избавиться от беспокойного лидера. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. — генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев.
|