Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебно-творческие задания по теме
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству
Учебно-творческие задания по теме
ЗАДАНИЕ 1
| Таблица «Беседа о дымковской игрушке»
| Объем задан
| 3 балла
| ЗАДАНИЕ 2
| Текст беседы о народном промысле
| По замыслу
| 5 баллов
| ЗАДАНИЕ 3
| Текст объяснения к узору в полосе
| Объем задан
| 3 балла
| ЗАДАНИЕ 4
| Текст объяснения к узору в квадрате
| Объем задан
| 3 балла
| ЗАДАНИЕ 5
| Текст объяснения к узору в круге
| Объем задан
| 3 балла
| ЗАДАНИЯ 6
| Методика работы по дымковской игрушке
| Объем задан
| 5 баллов
| ЗАДАНИЯ 7
| Методика работы по гжельской росписи
| Объем задан
| 5 баллов
| ЗАДАНИЯ 8
| Методика работы по хохломской росписи
| Объем задан
| 5 баллов
| ЗАДАНИЕ 9
| Методика работы по матрешке
| Объем задан
| 5 баллов
| Примечание: наибольший балл –35-37, нижняя граница положительной оценки –20 баллов.
Беседа.
Задание 1. Проанализируйте таблицу. Заполните последнюю графу «Приемы проведения», назовите и напишите структурные части беседы « ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА » в первой графе (под цифрами «1», «2» и «3», примерные ответы во 2-ой графе.
Этапы беседы
| Проведение (примерный текст)
| Приемы проведения
| 1.
1. Назовите, каких игрушечных животных мы здесь видим?
2. Из чего сделаны наши игрушки? Как вы догадались?
3. Почему игрушки такие нарядные, веселые?
4. Давно ли появились такие игрушки?
5. Где?
|
1.
2.
3.
4.
5.
| | 2.
Позиции (план объяснения)
1.История промысла
2.Технология
3. Мотивы промысла
макеты или
таблицы с фото дымковских игрушек;
фото с вятскими пейзажами
таблица поэтапного выполнения
таблица с элементами
дымковских узоров
| 1.Итак, мы много знаем об игрушках, и для чего они нужны, и из чего их делают. Сегодня мы лучше узнаем о ДЫМКОВСКОЙ игрушке. Почему она называется «дымковской». Игрушка родом из деревни Дымково. Почему так много «дыма» в названиях? Потому, что в той деревне жили гончары, ведь раньше почти всю посуду делали из глины, а чтобы обжигать готовую посуду в печи, нужно, чтобы печи всегда горели. Целая деревня гончаров – и над каждой избой из печной трубы всегда вился дымок. Но ведь гончары делают посуду, а не игрушку. Откуда же взялись тогда наши веселые коняшки и бараны? Посуду делали мужчины-гончары, а из остатков глины женщины и детишки лепили игрушки. Все занимались глиняным промыслом, все по весне шло на продажу, потому, что урожаем было трудно прокормиться. Почему? Да потому, что село Дымково стоит на берегу реки Вятка, а это – далеко на севере России. С урожаем туго, зато на берегах Вятки много прекрасной красной глины. Вот теперь мы знаем, что дымковская игрушка родилась на севере, иначе ее называют «вятской» игрушкой. Делали ее из красной глины, как и кринки, и горшки. Вот и все. Смотрите, наши гости не согласны, хотят нам рассказать старинную легенду. Она объяснит нам, почему эти игрушки – свистульки и откуда пошел этот старинный промысел. Было это давным-давно в сказочные времена, стояло на этом месте древнее городище, напал на русских людей Хан-Батый и приказал осадить город. Тайно послали защитники за подмогой – богатырями из другого городища, те пришли слишком быстро, и защитники города в темноте не узнали их, вышли из городских ворот и сразились с дружественным войском. Наутро правили тризну по погибшим, а чтобы злые духи больше не замутили их разум, стали свистом отгонять их. Для этого они налепили игрушек-свистулек, и ну давай свистеть. С тех пор каждую весну празднуют «Свистунью» или «Свистопляску», зло отгоняют, добро привечают.
2.Как же мастерицы делают дымковскую игрушку? Какие есть секреты? Почему берут глину красную, как кирпич, а игрушка белая? Почему узоры не похожи на окраску настоящих животных? Что они означают? Мы уже знаем, где берут глину: на берегах Вятки ее много, нужно только накопать заранее, пока не лег снег и не засыпал ее. Если мы возьмем хороший кусок глины, то почувствуем, какой он тяжелый, холодный, скользкий. Гончар будет делать кринку на круге, а мы игрушку – на столе. Помните, что игрушку делали только женщины, они учили детей, а учили, как умели сами. Лучше всего хозяйка лепила из теста, поэтому игрушку делали, как пельмень – вначале лепешку, потом соединяли края, оставляя внутри пустоту (полость для воздуха, что бы выходил свист). К такому «пельменю» прилепляли шею, голову, ноги, хвост. И выходили животные: кони, козлы, павы, бараны, олени. Такой игрушку оставлять было нельзя, она непрочная, мокрая, темная, по сырой глине нельзя расписывать узоры. Значит, надо игрушку обжечь в печи. Ох, жарко в печи, приложите ладошки, а внутри еще горячее, зато выйдут игрушки прочные, легкие, светлые, но все-таки, не белые. Отчего же они белые? Дымковские игрушки покрывают специальным белым грунтом – мелом, смешанным с молоком. Представьте, опускаем руку с игрушкой в чан с белой жидкостью, холодной, скользкой, вынимаем – игрушка белая, но мокрая. Теперь она должна постоять на сквознячке, подсохнуть. Молоко быстро створаживается, превращается в клей, приклеивает песчинки мела, а игрушка стоит белая-пребелая. Такую белоснежную игрушку надо расписать нарядными узорами. Только где взять кисти и краски в крестьянском доме? Краски возьмем те же, что и для окрашивания нитей, ведь раньше крестьянки сами пряли нити, сами их красили, а для этого красители покупали на ярмарке. Кисти тоже можем соорудить сами. Раньше в крестьянской избе для освещения пользовались свечой или лучиной. Лучину делали из тонкой щепы от полена. Нам тоже понадобится лучина, но не для света, а в качестве кисточки. Если кончик такой деревянной палочки разбить обухом топора, то деревянные волокна образуют ворсистый тампон, махру. Ею можно рисовать линии, точки, кружочки, полоски, клетки. Посмотрите на таблицу с узорами, видите, почему здесь нет цветов и трав? Но это еще не все секреты. Это не простые кружки, кольца и полоски. Это солярные, то есть, солнечные знаки, поэтому окраска у животных не обычная, а под цвет солнца. А раз солнце дает жизнь всему миру, то здесь узоры всех цветов: красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого. Посмотрите, клетки – это символ распаханного поля. Помните, что здесь на севере земля не очень щедрая, ее нужно задобрить, попросить, вот и рисуют такие узоры-просьбы к земле и к солнцу. Только клетчатые узоры не на животных, посмотрите, появились новые мотивы игрушек – барышни.
3. Крупноголовые, спокойно осанистые фигурки барышень исполнены достоинством. Посмотрите, как забавна и праздно напыщенна нарядная барыня. Она не просто собралась на прогулку с модным зонтиком или саквояжем, она отправляется «людей посмотреть и себя показать. И шляпка, и мопс, и муфта – все это атрибуты не деревенской, а городской жизни, то, чем, по мнению барыни, следует кичиться. Представьте, как горделиво барынька «плывет» по набережной реки Вятки, по улицам слободы.
А теперь посмотрите на кормилицу и водоноску. По костюму видно, что эти барышни скорее из крестьянского сословия, Но и этим фигуркам присуща величественность, величавость. Посмотрите на нарядную кормилицу в кокошнике и оборчатом переднике, на ее осанку и спокойное достоинство. Она как бы осознает всю значительность своей миссии – вскармливание и воспитание детей. Как вы думаете, простой это труд? Но, не смотря ни на что, барышни одеты нарядно и даже празднично.
А вот еще мотивы лепной игрушки – кавалеры. Кавалеры скромнее барышень: это более мелкие фигурки, неотъемлемые от свистульки в виде конька. Кавалер-всадник, не имеющий ног, и конек представляет одно целое. В самом деле, очень трудно вылепить фигурку на длинных ногах: они должны быть очень толстыми, чтобы не оседать под тяжестью корпуса. И поэтому мастерица просто подпирает сзади мужскую фигурку в длиннополом, скрывающем ноги сюртуке конусообразной свистулькой.
Но самые многочисленные мотивы дымковских игрушек – мотивы животных. Выразительность, боевой задор свистулек — козлов, коньков, баранов, уток — достигаются простейшими приемами: лепкой энергично вскинутой головы и широко расставленных коротеньких ножек. Встречаются парные упряжки и тройки коней: на удлиненном туловище-свистульке сидят две-три головы. Легким поворотом и наклоном голов в разные стороны удивительно верно выражено стремительное движение упряжки.
Самые новые мотивы – сюжеты гуляний, катания на лодке, хороводов. Найдите на фотографиях такие сюжеты.
| | 3.
Актуализация терминовискусства:
линия, пятно, ритм, силуэт, форма, композиция, пространство, объем, цвет, колорит, пропорции, конструкция
макеты или
таблицы с фото дымковских игрушек;
| 3.Почему намтакнравится дымковская игрушка? За что мы её любим? Какие секреты знают дымковские мастерицы, чтобы эти простые и наивные игрушки стали такими задорными, веселыми и нарядными?
Посмотрите, какие плавные линии контуров у игрушек. Мягкие, текучие линии игрушек и простые, и гармоничные одновременно. Они словно готовят нас к восприятию звонкого колорита.
Роспись очень яркая, здесь и насыщенный красный, и зеленый, и синий, и желтый. Такой яркий колорит, много цветов на белоснежном фоне рождает в душе образ праздника, шумного и нарядного.
А сам орнамент не простой, все элементы не просто геометрические, а солярные – «солнечные». Да и расставлены они не случайно. Узор подчиняется четкому ритму, подобно музыкальному.
Народная мастерица даже знает закон профессионального искусства – закон контраста. Посмотрите, в росписи есть контраст фактур – контраст ровно окрашенных и пестро окрашенных поверхностей. Например, сочетание локального цвета кофты кормилицы с пестрым узором юбки, сочетание пестрых поверхностей игрушек с локальным цветом деталей. Посмотрите, туловища пестрые, а оборки штанишек у козла и рога у всех животных – гладкокрашеные.
| | Составьте на отдельных листах текст беседы о народном промысле. Варианты:
Вариант 1. «Городецкая роспись»;
Вариант 2. «Хохломская роспись»;
Вариант 3. «Гжельская роспись»;
Вариант 4. «Русская матрешка»;
Вариант 5. «Филимоновская игрушка»;
Вариант 6. «Русские лаки»;
Вариант 7. «Жостовские подносы» (приложение 1)
Составьте краткий план беседы выбранного вами варианта:
|