Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смазка и смазочные устройства






Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности изнашивания трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и для лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надёжное смазывание. В настоящее время в машиностроении для смазывания передач широко применяют так называемую картерную систему смазывания. В корпус редуктора, коробки передач заливают масло так, чтобы венцы колёс были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которыми покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей.

Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше контактные давления в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло, чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес.(смотри таблицы) Обозначение индустриальных масел состоит из четырёх знаков, каждый из которых обозначает: И- индустриальное, второй- принадлежность к группе по назначению (Г- для гидравлических систем, Т- тяжелонагруженные узлы), третий- принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам (А-масло без присадок, С- масло с антиокислителями, антикоррозионными и противоизносными присадками, Д- антиокислителями, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками), четвёртый (число)-класс кинематической вязкости.

Из пластинчатых смазочных материалов чаще всего применяют ЦИАТИМ 202 и

ЛИТОЛ 24.

В конических или коническо-цилиндрических редукторах в масляную ванну

должны быть полностью погружены зубья конического колеса.

Подшипники смазываются тем же маслом, что и детали передач. Другое масло применяют лишь в ответственных изделиях, в которых требуется защитить подшипники от продуктов износа деталей передач

 

Таблица 52- рекомендуемые смазочные материалы    
Контактные Напряжения σ н, Н/мм2 Окружная скорость, м/с  
    До 2 Св. 2 до 5 Св. 5  
До 600 Свыше 6ООдо1000 Свыше 1000 И-Г-А-68   И-Г-С-100   И-Г-С-150. И-Г-А-46   И-Г-С-68   И-Г-С-100 И-Г-А-32   И-Г-С-46   И-Г-С-68  
    Таблица 53-Рекомендуемые смазочные материалы
Контактные Напряжения σ н, Н/мм2 Окружная скорость, м/с  
    До 2 Св. 2 до 5 Св.5 '  
До 200 Свыше 200до250 Свыше 250 И-Т-Д-220 И-Т-Д-460   И-Т-Д-680 И-Т-Д-100 И-Т-Д-220   И-Т-Д-460 И-Т-Д-68 И-Т-Д-100   И-Т-Д-220  

Таблица 54-Рекомендуемые смазочные материалы

 

 

Контактные напряжения σ н, Н/мм2 Диаметр гибкого колеса, мм
   
До 800 Свыше 800 до 1600 И-Г-А-68 И-Т-Д-68 И-Т-Д-100

 

Таблица 55-зависимость класса вязкости и кинематической вязкости

Класс вязкости                
Кинематическая вязкость при 40 С, мм/с 29...35 41...51 61...75 90... 135... 198... 414... 612...
      ...110 ...165 ...242 ...506 ...748
               

 

 

Наименование и марки смазки ГОСТ Температура эксплуатации, С Температура каплепадения, °С
Солидол синтетический 4366-76 От-20 до+ 65 85... 105
Пресс-солидол С 4366-76 От-30 до+ 50 55...95
Солидол искровый 1033-79 От-25 до+ 65  
Литол-24 21150-75 От-40 до + 130  
ЦИАТИМ-201 6267-74 От-60 до+ 90  
Консталины искровые 4T-1 1957-73 От-20 до + 120 180...150
ЦИАТИМ-221 С Т438 101409-73 От-60 до + 180 203...207

Таблица 56-Пластичные смазочные материалы.

 

 

Таблица 57-Рекомендуемая вязкость масла для червячных колёс при 100° С.

 

σ н, МПа Скорость скольжения, м/с
До 2 Св. 2 до 5 Св. 5
До 200      
Св.200 до 250      
Св.250 до 300   30.  

 

Таблица 58-Резиновые армированные манжеты для валов (из ГОСТ 8752—79)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр D1 b1 h2, не более Диаметр вала d D1 h1 h2 не более
вала d ряд 2-Й ряд 1-й и 2-й ряды 1-й РЯД 2-й ряд 1-й 2-й: ряды
          I 32.        
37.-              
               
               
               
               
                 
               
                 
               
                 
               
               
               
             
               
             
                   
           
               
                   
                 
                   
               
             
             
             
                   
             
               
             
         
                   
         

Пример обозначения манжеты типа 1 для вала диаметром d=50 мм, диаметром D1=70 мм: Манжета 1—50x70 ГОСТ 8752—79.

 

 

Рисунок 18. Типы резиновых армированных манжет

 

Если доступ масла к подшипникам затруднен, а применение спо­собов, приведенных на рис, 19, 20 нежелательно, в редуктор, в коробку передач встраивают насос. От насоса масло подается в рас­пределительное устройство, от которого по отдельным трубкам под­водится к подшипникам.

Если применение насоса нежелательно, подшипники, к которым затруднен доступ масла, смазывают пластичной смазкой, В этом случае подшипник закрывают с внутренней стороны, маслосбрасывающим кольцом Свободное пространство внутри подшипнико­вого узла заполняют смазкой.

Для свободного прохода смазки предусматривают на внешних ци­линдрических поверхностях крышек подшипников и стаканов ка­навки- глубиной- 2..3 мм'.

На торцах крышек делают 2...4 паза, а в стаканах 2...4 поперечных отверс­тия, через которые смазка поступает к подшипникам (рис. 19, а, б).

 

 

Для подачи в подшип­ники пластичной смазки применяют пресс-масленки (рис. 20).; Смазку подают под давлением Специаль­ным шприцем. Для удобст­ва подвода шприца в некоторых случаях применяют переходные штуцера 1

 

 
 

Рисунок 20 Конструкции пресс-масленки

 

При вертикальном расположении валов верхнюю опору смазы­вают маслом, подаваемым к подшипнику насосом или пластичной смазкой.

Нижние опоры вертикальных валов обычно изолируют от масля­ной ванны и смазывают маслом, подаваемым насосом, или пла­стичной смазкой.

 

СМАЗОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами износа деталей передач. С течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, периодиче­ски меняют. Для этой цели в корпусе предусматривают сливное отвер­стие, закрываемое пробкой с цилиндрической или конической резьбой (рис. 8.9). Размеры пробок с цилиндрической резьбой принимают по табл. 59 а с конической — по табл. 60.

Таблица 60 Размеры уплотнительных колец

 

D H b s
½ (20, 9)      
¾ (26, 4)   4.5  
1(33, 2)      
d l L b D S d1 D1 h
М16*1, 5                
М20*1, 5              
М24*1, 5              

 

 

 

 

Рисунок 21-Пробки сливных отверстий

Цилиндрическая резьба не создает надежного уплотнения. Поэтому под пробку с цилиндрической резьбой стоят уплотняющие прокладки из фибры, алюминия, даронита. Для этой цели применяют также коль­ца из маслобензостойкой резины. Кольца помещают в углубления t (см. рис 21 и табл. 60), чтобы они не выдавливались пробкой при ее завинчивании.

Коническая резьба создает герметичное.соединение и пробки с этой резьбой допол­нительной уплотнения не требуют. Поэто­му применение их более желательно.

Для наблюдения за уровнем масла в корпусе устанавливают указатель из числа приведенных на рис 21…24: маслослив-пробки с конической резьбой (рис. 21); маслоуказатели крабо­вые (рис. 22; маслоуказатели круглые и удлиненные (рис 23); маслоуказатели жезловые (щупы) (рис.24).

 

 

Исполнение щупа по рис.24, а и особенно 24, в более пред­почтительно, так как исполнение щупа по рис..24, б вызывает неко­торые

 

в

 

а б

 

Рисунок 22 Типы маслоуказателей

 

технологические трудности при формовке корпуса и сверле­нии наклонного отверстия.

Маслосливные пробки и крановые маслоуказатели устанавливают парами для контроля за нижним и верхним уровнями масла.

 

 

 

Рисунок 23 Конструкции отдушин

 

Круглые маслоуказатели удобны для корпу­сов, расположенных доста­точно высоко над уровнем пола.

При длительной работе в связи с нагревом масла и воздуха повышается давле­ние внутри корпуса. Это приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать это­го, внутреннюю полость корпуса сообщают с внеш­ней средой путем установки отдушин в его верхних -точках.

Наибольшее применение находят отдушины, изображённые на рис. 23, а, б. Отдушину по рис. 23, а используют также в каче­стве пробки, закрывающей отверстие для заливки масла.

Рисунок 24 Вид установки пробкового маслоуказателя

 

Уплотнительные устройства применяют для предохранения от вы­текания смазки из подшипниковых узлов, а также для защиты их от попадания извне пыли и влаги.

Ниже приведены наиболее распространенные в машиностроении уплотнения.

Манжетные уплотнения. Манжетные уплотнения широко приме­няют при жидкой и пластичной смазке подшипников. Манжета (рис. 25, а) состоит из корпуса 2, изготовленного из бензомаслостойкой резины, каркаса 5, представляющего собой стальное кольцо Г-образного сечения, и браслетной пружины 1. Каркас придает корпусу ман­жеты жесткость. Браслетная пружина стягивает уплотняющую часть манжеты, вследствие чего образуется рабочая кромка шириной b==0, 4.. MM мм (рис. 25, г), плотно охватывающая поверхность вала. На рис. 25, в отдельно показаны браслетная пружина и способ ее соединения, Манжеты, предназначенные для работы в засоренной

Рисунок 25-манжетные уплотнения

 

среде, выполняют с дополнительной рабочей кромкой 4 (рис. 25, б), называемой «пыльником». Размеры манжет см.' в табл. 58.

Манжету обычно устанавливают рабочей кромкой внутрь корпуса (рис 26, а) так, чтобы обеспечить хороший доступ масла-.

Рисунок 26 Варианты установки манжет

 

При прессовании пластичной смазки давление внутри подшипни­ковой камеры может быть очень высоким. Чтобы не повредить манжету, ее устанавливают в этом случае рабочей кромкой наружу (рис26, б). Тогда при повышении давления смазка отогнет

кромку манжеты и из­быток ее вытечет наружу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал