![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смазка и смазочные устройства
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности изнашивания трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и для лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надёжное смазывание. В настоящее время в машиностроении для смазывания передач широко применяют так называемую картерную систему смазывания. В корпус редуктора, коробки передач заливают масло так, чтобы венцы колёс были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которыми покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей. Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше контактные давления в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло, чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес.(смотри таблицы) Обозначение индустриальных масел состоит из четырёх знаков, каждый из которых обозначает: И- индустриальное, второй- принадлежность к группе по назначению (Г- для гидравлических систем, Т- тяжелонагруженные узлы), третий- принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам (А-масло без присадок, С- масло с антиокислителями, антикоррозионными и противоизносными присадками, Д- антиокислителями, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками), четвёртый (число)-класс кинематической вязкости. Из пластинчатых смазочных материалов чаще всего применяют ЦИАТИМ 202 и ЛИТОЛ 24. В конических или коническо-цилиндрических редукторах в масляную ванну должны быть полностью погружены зубья конического колеса. Подшипники смазываются тем же маслом, что и детали передач. Другое масло применяют лишь в ответственных изделиях, в которых требуется защитить подшипники от продуктов износа деталей передач
Таблица 54-Рекомендуемые смазочные материалы
Таблица 55-зависимость класса вязкости и кинематической вязкости
Таблица 56-Пластичные смазочные материалы.
Таблица 57-Рекомендуемая вязкость масла для червячных колёс при 100° С.
Таблица 58-Резиновые армированные манжеты для валов (из ГОСТ 8752—79)
Пример обозначения манжеты типа 1 для вала диаметром d=50 мм, диаметром D1=70 мм: Манжета 1—50x70 ГОСТ 8752—79.
Рисунок 18. Типы резиновых армированных манжет
Если доступ масла к подшипникам затруднен, а применение способов, приведенных на рис, 19, 20 нежелательно, в редуктор, в коробку передач встраивают насос. От насоса масло подается в распределительное устройство, от которого по отдельным трубкам подводится к подшипникам. Если применение насоса нежелательно, подшипники, к которым затруднен доступ масла, смазывают пластичной смазкой, В этом случае подшипник закрывают с внутренней стороны, маслосбрасывающим кольцом Свободное пространство внутри подшипникового узла заполняют смазкой. Для свободного прохода смазки предусматривают на внешних цилиндрических поверхностях крышек подшипников и стаканов канавки- глубиной- 2..3 мм'. На торцах крышек делают 2...4 паза, а в стаканах 2...4 поперечных отверстия, через которые смазка поступает к подшипникам (рис. 19, а, б).
Для подачи в подшипники пластичной смазки применяют пресс-масленки (рис. 20).; Смазку подают под давлением Специальным шприцем. Для удобства подвода шприца в некоторых случаях применяют переходные штуцера 1
Рисунок 20 Конструкции пресс-масленки
При вертикальном расположении валов верхнюю опору смазывают маслом, подаваемым к подшипнику насосом или пластичной смазкой. Нижние опоры вертикальных валов обычно изолируют от масляной ванны и смазывают маслом, подаваемым насосом, или пластичной смазкой.
СМАЗОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами износа деталей передач. С течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, периодически меняют. Для этой цели в корпусе предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической или конической резьбой (рис. 8.9). Размеры пробок с цилиндрической резьбой принимают по табл. 59 а с конической — по табл. 60.
Рисунок 21-Пробки сливных отверстий Цилиндрическая резьба не создает надежного уплотнения. Поэтому под пробку с цилиндрической резьбой стоят уплотняющие прокладки из фибры, алюминия, даронита. Для этой цели применяют также кольца из маслобензостойкой резины. Кольца помещают в углубления t (см. рис 21 и табл. 60), чтобы они не выдавливались пробкой при ее завинчивании. Коническая резьба создает герметичное.соединение и пробки с этой резьбой дополнительной уплотнения не требуют. Поэтому применение их более желательно. Для наблюдения за уровнем масла в корпусе устанавливают указатель из числа приведенных на рис 21…24: маслослив-пробки с конической резьбой (рис. 21); маслоуказатели крабовые (рис. 22; маслоуказатели круглые и удлиненные (рис 23); маслоуказатели жезловые (щупы) (рис.24).
Исполнение щупа по рис.24, а и особенно 24, в более предпочтительно, так как исполнение щупа по рис..24, б вызывает некоторые
в
а б
Рисунок 22 Типы маслоуказателей
технологические трудности при формовке корпуса и сверлении наклонного отверстия. Маслосливные пробки и крановые маслоуказатели устанавливают парами для контроля за нижним и верхним уровнями масла.
Рисунок 23 Конструкции отдушин
Круглые маслоуказатели удобны для корпусов, расположенных достаточно высоко над уровнем пола. При длительной работе в связи с нагревом масла и воздуха повышается давление внутри корпуса. Это приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого, внутреннюю полость корпуса сообщают с внешней средой путем установки отдушин в его верхних -точках. Наибольшее применение находят отдушины, изображённые на рис. 23, а, б. Отдушину по рис. 23, а используют также в качестве пробки, закрывающей отверстие для заливки масла. Рисунок 24 Вид установки пробкового маслоуказателя
Уплотнительные устройства применяют для предохранения от вытекания смазки из подшипниковых узлов, а также для защиты их от попадания извне пыли и влаги. Ниже приведены наиболее распространенные в машиностроении уплотнения. Манжетные уплотнения. Манжетные уплотнения широко применяют при жидкой и пластичной смазке подшипников. Манжета (рис. 25, а) состоит из корпуса 2, изготовленного из бензомаслостойкой резины, каркаса 5, представляющего собой стальное кольцо Г-образного сечения, и браслетной пружины 1. Каркас придает корпусу манжеты жесткость. Браслетная пружина стягивает уплотняющую часть манжеты, вследствие чего образуется рабочая кромка шириной b==0, 4.. MM мм (рис. 25, г), плотно охватывающая поверхность вала. На рис. 25, в отдельно показаны браслетная пружина и способ ее соединения, Манжеты, предназначенные для работы в засоренной Рисунок 25-манжетные уплотнения
среде, выполняют с дополнительной рабочей кромкой 4 (рис. 25, б), называемой «пыльником». Размеры манжет см.' в табл. 58. Манжету обычно устанавливают рабочей кромкой внутрь корпуса (рис 26, а) так, чтобы обеспечить хороший доступ масла-. Рисунок 26 Варианты установки манжет
При прессовании пластичной смазки давление внутри подшипниковой камеры может быть очень высоким. Чтобы не повредить манжету, ее устанавливают в этом случае рабочей кромкой наружу (рис26, б). Тогда при повышении давления смазка отогнет кромку манжеты и избыток ее вытечет наружу.
|