Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы воспитания
Форма воспитания - это система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников[3]. Формы воспитания чрезвычайно многообразны (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Разнообразие форм воспитания
Опираясь на массовый педагогический опыт, формы воспитания можно дифференцировать по следующим признакам:
1) по количеству воспитанников, охваченных данной формой работы: - индивидуальные (воспитатель – воспитанник): индивидуальная беседа, консультации, оказание индивидуальной помощи и т. д.; - групповые (воспитатель – группа детей, часть коллектива класса): инициативная группа, совет дела, органы самоуправления в классе и т. д.; - коллективные (воспитатель – весь коллектив класса): классное собрание, экскурсия, поход с классом и т. д.; - массовые (воспитатель – несколько групп, классов): линейка, а также любое воспитательное дело, мероприятие, система дел, охватывающая несколько классов, будь то одна параллель или вся школа; 2) по количеству организаторов: организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;
3) по результату; результатом могут быть: - информационный обмен; - выработка общего решения, коллективного мнения; - общественно значимый продукт (например: стенгазета, поздравление к празднику, помощь престарелым людям, театрализованное представление для зрителей и т. д.); 4) по наличию предварительной подготовки: - экспромт (отрезок воспитательной работы осуществляется без предварительной подготовки, например, когда классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися), - планируемые как отдельный эпизод воспитательной работы (например, воспитательное мероприятие), - планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени (например: сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности, или классное собрание по итогам четверти); 5) по характеру включения воспитанников в деятельность: - предусматривающие обязательное (но не принудительное!) участие всех воспитанников, - предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива (например, участие в мероприятии может быть обязательным для организующей его инициативной группы, для остальных – добровольным), - основанные на добровольном участии; 6) по взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами: - открытые (для других, совместно с другими), - закрытые (только внутри коллектива, для своего коллектива); 7) по характеру доминирующей деятельности воспитанников: игровые, познавательные, трудовые, спортивные, коммуникативные, ценностно-ориентирующие;
8) по способу влияния педагога: непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через кого-то: через коллектив класса, через близких друзей воспитанника, через родителей, через других педагогов и т. д.);
9) по включению воспитанников в подготовку: подготовленные с участием или без участия воспитанников;
10) по субъекту организации: - формы, в которых организаторами выступают педагоги; - формы, в которых деятельность организуется на основе сотрудничества педагогов и воспитанников; - формы, в которых инициаторами и организаторами являются воспитанники; 11) по длительности применения: - форма воспитания как эпизод воспитательного дела, мероприятия (например, одним из этапов командного конкурса может проходить в форме эстафеты, другой – в форме состязания знатоков по правилам брэйн-ринга и т. д.), - как мероприятие определённой формы (например: беседа, вечер отдыха, классное собрание, сбор), - форма воспитания как система воспитательных дел и мероприятий, рассчитанная на длительный срок реализации (например: система дежурств по школе, осуществляемая в течение всего учебного года, система классных часов объединённых общей темой и т. д.); 12) по частоте использования: - традиционные: а) широко известные и применяемые в массовой практике, давно признанные педагогической общественностью; б) входящие в систему традиций школы, класса; - эпизодические: а) формы, которые в силу их специфики нельзя применять часто (например, очень сложные в организации или оказывающие на воспитанников сильное эмоциональное воздействие, рассчитанные на эффект неожиданности); б) являющиеся эпизодическими в работе школы, класса, конкретного педагога; - нестандартные: а) новые в педагогической практике и науке; б) ранее не применявшиеся в данной школе.
|