Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 6. Специальные навыки 3 страница
активной контригре); - степень уверенности, что объект не сообщит " своим" (опасность " двойной игры"); - величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания. *Оценивания перспективные пути задействования объекта определяют*: - как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора, пособника в различных акциях); - стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации и достижимо ли последнее. Сделав анализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения объекта к сотрудничеству и учтя потребности текущей ситуации, выносят соответствующее заключение; - " завербовать срочно" (даже если объект пока что " не созрел", время не терпит); - " повременить с вербовкой" (нет явной необходимости, нет действенного компромата, объект не доведен до нужной кондиции); - " полностью отказаться от вербовки" (слишком ничтожна вероятность согласия, велик риск получения " двойной игры", " овчинка не стоит выделки").
1.5. Проведение вербовки
Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются: - политические или религиозные убеждения; - стремление к власти; - романтические представления; - национализм; - тщеславие; - преувеличенное мнение о своих способностях; - месть; - материальные затруднения; - страх (компрометации, физического воздействия, за других людей); - жадность (как черта характера); - сострадание (как черта характера); - любовь к детям; - житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, наркотики и т.д.). *Мотивами вербовки " заоблачных" интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к*: - тайной власти; - игре с законами; - знанию того, о чем не могут знать другие; - проникновению в тайны. *Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе*: - любовь-страсть; - любовь к детям; - тщеславие; - страх. Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Этот факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида. Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, - легко стать его господином. *Вербовку можно проводить*: - от имени вербующей организации (" прямая вербовка"); - без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможность что-то предполагать (" намекающая вербовка"); - под " чужим флагом", или от имени ничем не примечательной структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и порождающих определенную симпатию (" одурачивающая вербовка"); - от имени одной организации с последующим - когда контроль уже получен - раскрытием реального хозяина (" ступенчатая вербовка"). *Вербовочный подход бывает*: - " горячим" (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу); - " холодным" (когда неведомый объекту человек исподволь " подкатывается" к нему); - " бесконтактным" (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, электронной почте, факсу и телефону); - " обратным" (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно " подсказать", к кому он может обратиться). Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать. *Главными методами вербовки являются*: 1. Шантаж. 2. Подкуп. 3. Угроза физического воздействия. 4. Угроза любимым людям. 5. Разжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания). 6. Убеждение. 7. Зомбирование (психопрограммирование). Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.
1.6. Обхождение с завербованным
Завербовав конкретного человека, стараются получить от него максимум возможного, а это удается реализовать лишь при умелом руководстве, учитывающем психологические особенности его личности и уровень желания (а то и нежелания) действовать. Отдельные аспекты подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.
1.6.1. Направление его деятельности
*Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать*: - разово; - по мере необходимости; - постоянно. *Частота использования агента зависит от*: - стремления быть в курсе текущих событий; - оперативной необходимости; - желания сохранить его для самых важных целей; - степени доверенной ему инициативы. *Агент может функционировать*: - независимо (передавая то, что он сам считает нужным, и действуя при этом так, как он считает необходимым); - автономно (работая по установленному заданию, но не поддерживая промежуточных контактов с хозяевами); - полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим руководителем, но не отказываясь от подвернувшихся возможностей); - строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания, и не пытаясь выйти за начально установленные рамки). Для направления деятельности привлеченного используют классические методы: - " кнута" (запугивания); - " перчатки" (контроля); - " пряника" (подкупа). Придерживайтесь принципа: " Пусть будет жесткая рука, но в мягкой перчатке". Конкретный человек бесспорно требует сугубо персонального подхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредством убеждения, а не угроз, поэтому полезно развивать с ним дружеские отношения. Устанавливая дружбу с завербованным, все же не следует терять инициативы (доминирования) и четко пресекать любые попытки перехватить последнюю. Значительную роль здесь иной раз играет полезная способность " переглядеть" партнера, поскольку если ведущий не в состоянии выдержать прямого взгляда им ведомого - он не годится и для руководства.
1.6.2. Способы удержания
Удерживать любого человека в своих рядах возможно: 1. Приличным материальным вознаграждением. 2. Взаимной помощью. 3. " Лапшой на уши". 4. Страхом возмездия. 5. Зомбированием. Финансовое вознаграждение является своего рода подпитывающим фактором, сопутствующим всем прочим стимулам. Оно должно быть хорошо продуманным (чтобы не оскорбить больного самолюбия), заметно изменяемым (в зависимости от полезности работы) и оптимальным (чтобы не подкупили другие). Взаимопомощь подразумевает активное содействие в решении различных деловых и личностных проблем объекта (карьера, " крыша", полезные знакомства, доходные контракты и т.д.). Это своеобразная замена прямого материального вознаграждения. Тактика " лапша на уши" основывается на создании у агента впечатления о значительности его работы с моральной или идеологической точек зрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее, чем стимуляция одной лишь платой. При удержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над личностью агента, так и над его близкими. Расплата тут может предполагаться: - за прошлые грехи по отношению к кому-либо; - за явное предательство " своих"; - за очевидную измену новым хозяевам. Для эффективности подобных угроз необходим производящий впечатление компромат, полученный в процессе разработки человека, а также при взаимодействии с ним (определенно непрощаемые акции против " своих", свидетельства " преступной" связи с противником). Добавочным подстегивающим моментом здесь является периодическое обещание агенту отдать ему компрометирующие его материалы. Зомбирование подразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословным подчинением его приказам своего хозяина. Осуществляется зомбирование посредством " промывания мозгов" и " жестким" перепрограммированием их на специфический режим работы, а также путем " мягкого" перепрограммирования с использованием многоступенчатого гипноза.
1.6.3. Способы проверки
В сотрудничестве с завербованным всегда есть опасность нарваться на " двойную игру" или элементарное мошенничество. Для избавления от подобных неприятностей желательна систематическая гласная (детектор лжи) или негласная (дублирование, наблюдение, провокация) проверка агента. Детектор лжи отслеживает различные психоэмоциональные реакции (со стороны мышц, кожи, зрачков, сердечной и дыхательной систем) на значимую информацию и в упрощенном варианте обычно заменяется простейшей экспресс-диагностикой в ходе проверочного разговора. Дублирование заключается в том, что объекту поручается достать вполне определенную информацию, которая уже известна его хозяевам. Особенно для этого подходят такие сведения, которые агент по своим собственным причинам не хотел бы выдавать. При наблюдении осуществляется периодическое просвечивание завербованного, с фиксацией любого факта, свидетельствующего о его нечестной игре. В подобных случаях обычно эффективно подключение параллельного агента. Под провокацией имеется ввиду расчетливое соблазнение человека (интригой, подкупом, подбрасыванием информации, которую он предпочел бы не передавать) и засеканием его реакции на это. Отметим, что выказываемая агентом верность значительно зависит от его моральных устоев. Явно деградировавший в личностном плане человек не в состоянии быть надежным исполнителем. При выявлении " двойной игры" возможно либо прерывание контакта, либо использование этого факта для проведения изящной комбинации или забрасывания дезинформации.
1.6.4. Способы связи
Связь с завербованным рассматривается как самый уязвимый аспект конспиративной работы и может быть по своему характеру: - информационной (прием и передача указаний и сообщений, развернутое обсуждение различных вопросов, выдача-получение необходимых предметов); - сигнальной (уведомления об опасности-безопасности, отсылке-получении, готовности-неготовности). *Классическая информационная связь осуществляется*: - при персональном общении; - посредством технических средств связи (личные радиостанции, телефоны, телефаксы, электронная почта); - использованием " вслепую" посторонних лиц; - посредством связников-курьеров; - путем почтовых отправлений; - подбрасыванием; - закладыванием в определенные места (заранее присмотренные тайники, автоматические камеры хранения); - при моментальных контактах. Не вызывающая подозрений связь при персональном общении чаще всего реализуется тогда, когда ведущий входит в круг обыденных контактов завербованного (на работе, при выгуле собак, в спортивном клубе). Она может происходить во время визитов к общим знакомым, а также на специально снятых конспиративных квартирах. Связь с применением телефона бывает как прямая, так и с задействованием промежуточного аппарата, как упрощенная сигнальная, так и загруженная информативная. Всегда следует помнить о возможности прослушивания и при необходимости использовать шифраторы (что, впрочем, настораживает) или периодически сменяемое кодовое общение. Таким же образом, но с разными защитными уловками эксплуатируют личную радиосвязь (" уоки-токи"). Связь с применением компьютера (электронной почты) должна обязательно осуществляется посредством использования криптографических технологий. С использованием посторонних лиц (попутчиков, проводников вагонов, приятелей своих знакомых) лучше всего передаются материалы, деньги или письма. Последние должны иметь " контрольки" на вскрывание и содержать информацию, скрытую тем или иным способом. Общение через связников-курьеров предписывает подтверждение их идентичности (словесные, предметные и жестовые пароли). При нежелательности персонального контакта, связь можно реализовать посредством промежуточного звена (а то и звеньев). Почтовую корреспонденцию несложно отловить как в месте ее отправления, так и при получении. Противодействовать этому иной раз удается путем отправления писем посторонними людьми (а также в другом городе) и использовании адресов " невинных", но доверенных лиц получателя. В этом случае используют " контрольки" и классические способы (шифр, код, невидимые чернила) сокрытия конкретной информации. Подбрасывания обычно производят тогда, когда необходимо чтобы адресат не видел отправителя или его посланца. Подбрасывать рекомендуется в почтовый ящик, на рабочий стол, под дверь с последующим звонком, а также в карман личной одежды, т.е. в такое место, откуда эта передача наверняка дойдет до получателя. При полной нежелательности личных контактов, можно использовать автоматические камеры хранения и разнотипные тайники. В последнем случае находят не бросающееся в глаза укромное местечко (к примеру, батарею в проходном подъезде, бачок в общественном туалете и т.д.) и вкладывают туда, крепя резинкой, липкой лентой либо подвесом, передаваемые материалы. Оберегаясь от возможных неприятностей не следует слишком затягивать период времени между закладыванием и изыманием, а выполнив как то, так и другое - сообщить об этом тем или иным доступным способом (безличным телефонным звонком, отметкой на конкретной точке и т.п.). Мгновенные контакты реализуются в предметных передачах и совершаются в местах, где маловероятно всеохватывающее наблюдение (в потоке пассажиров в метро, в наполненном автобусе, в центральном универмаге и т.п.). Передают здесь из рук в руки, как бы случайно сблизившись вплотную. Работающими вариантами таких контактов могут служить: " нечаянные встречи" с передачей через рукопожатие, передача в темноте при двух соседних креслах в кинотеатре, " рассеянный обмен газетами или похожими пакетами и дипломатами в кафе, на выставке, вокзале или парковой скамейке, роняние предмета, который тут же поднимается с незаметной подменой. Касательно сигнальной связи можно сказать, что здесь реальны всевозможные формы, зависящие от фантазии конкретных контактеров, а также их возможностей и обстоятельств: рисованный значок в условном месте, почтовая открытка с кодовой подписью или сюжетом, деталь одежды или жест " случайного" прохожего, " ошибочный" звонок по телефону и т.п. Используемые подобным образом сигналы должны быть совершенно естественными, чтобы не вызывать у окружающих нежелательного удивления.
1.6.5. Завершение контакта
Как правило приходит тот момент, после которого общение с завербованным уже теряет всякий смысл, а порой даже вредно. *Предел в задействовании агента обычно наступает*: - когда в его услугах больше не нуждаются; - когда он стал опасен как свидетель; - когда вдруг выяснилось, что он ведет " двойную игру" (обманывает или предает), и нет желания использовать этот факт для контригры; - при консервации, с наметками на будущее. Первой целью в данных случаях является нейтрализация возможных неприятностей от бывшего агента. То, как этого достичь, определяют исходя из особенностей его личности, позиции по отношению к кураторам и уровня реально ощущаемой угрозы. *Заканчивать контакт рекомендуется*: - учтиво; - грубо; - радикально. При " учтивом" прерывании контакта высказывается благодарность и выдается вознаграждение, величина которого не может оскорбить или обидеть человека. Даже когда общение завершается совсем (скажем, ввиду " двойной игры" или обмана), агенту не мешает намекнуть, что это только временная мера, и его " ценные услуги" скорей всего снова понадобятся в дальнейшем. При " грубом" прерывании контакта используют ближайший подходящий повод и, оказав определенное физическое воздействие, сурово говорят о компромате. Этот вариант хорош лишь для робеющего индивида и явной уверенности в том, что он не причинит непоправимого вреда. Если агент является опасным свидетелем и нет гарантии, что он будет молчать, задействуют радикальные способы защиты, включающие как физическое устранение объекта (чужими, по возможности, руками или в " случайных" обстоятельствах), так и особые приемы " стирания" его памяти.
2. МЕТОДЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
2.1. Вводные положения
Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп и т.д.), а другие - еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы, зомбирование и т.д.). Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение) и агрессивными (шантаж), простенькими (запугивание) и изощренными (зомбирование), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование) и дополняющими (фармакоуправление). *Выбор применяемой методики зависит от*: - реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации); - цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание); - собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, техаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками); - персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости). *В практике чаще всего используются*: - убеждение; - внушение; - гипноз; - нейролингвистическое программирование; - нарковоздействия; - фармакоуправление; - технотронные приемы (ультразвук, инфразвук, СВЧ-излучения, электрошок, подпороговая стимуляция, торсионные излучения и т.д.); - зомбирование; - подкуп; - запугивание; - пытки.
2.2. Способы воздействия
2.2.1. Убеждение
Убеждение подразумевает " мягкое" воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание объекта. *Метод убеждения задействуется для*: - долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении; - привлечения к сотрудничеству; - побуждения объекта к нужному поступку. По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием. Каждый человек имеет свой настрой (точнее - установку) в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя: - явная симпатия (склонность к принятию чего-либо); - безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону); - отрицание (неприятие). Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора. *Для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что*: - в поединке разума и установки чаще побеждает установка; - в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято; - изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта; - проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека; - в случае полностью негативной установки, переориентация ее обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики (т.е. " промывания мозгов") персоны. В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его *можно попытаться убедить* прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), *действуя при этом*: - акцентированно-логично; - императивно (категорично); - эксцитативно (растравливанием эмоций); - альтернативно (сведением проблемы к выбору " или-или"). Всякое воздействие содержит в себе элементы и внушения, и убеждения, но в разных пропорциях. *Проще убеждать тех, кто имеет*: - яркое живое воображение; - ориентацию скорее на других, чем на себя; - несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты). *Трудно поддаются убеждению лица с*: - явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать как следствие желания доминировать над окружающими); - сильным духом критицизма; - готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас). Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед, с тем чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью. *При планировании эпизода убеждения надо*: - тщательно выбрать место, окружение и момент для контакта; - рассчитать, как приступить к беседе, как снять начальное напряжение, как вызвать некоторый интерес; - хорошо продумать, как направить разговор в желаемое русло; - отработать всю свою аргументацию сообразно с психологией, мотивами и устремлениями объекта; - выбрать ритм беседы и порядок предъявления аргументов; - вычислить возможные контраргументы, и продумать как их нейтрализовать; - наметить запасные варианты продолжения беседы, если партнер решительно заявит " нет! "; - четко представлять себе как завершить беседу.
(1). Выбор места, окружения и момента для контакта:
- место, где осуществляют убеждение по возможности должно способствовать благодушному настроению человека, ибо это улучшает восприимчивость к сопутствующему влиянию; так, если в " рабочей" комнате есть картины, ублажающие взор объекта, звучит нравящаяся ему музыка, а на столе любимый напиток - он будет более сговорчив; - присутствие каких-то посторонних лиц обычно нежелательно, хотя иной раз отдельные персоны (некие авторитеты, заинтересованные близкие и т.п.) прямо либо косвенно могут участвовать в процессе убеждения; - время проведения основной беседы следует сообразовывать с такой ситуацией, при которой некие потребности и настроения объекта сближаются с подбрасываемыми ему идеями (разочарование в чем-либо, затруднения в карьере, разные события, которые можно трактовать как вероятную угрозу с определенной стороны) либо когда он уже подготовлен предварительными собеседованиями.
(2). Начало беседы, снятие напряжения, вызов интереса.
*При вхождении в разговор необходимо избегать*: - извинений и других проявлений неуверенности; - скучного начала; - проявления малейшего неуважения к собеседнику; - непосредственного приступа сразу к делу. *Для снятия напряженности и обретения доверия полезно*: - иметь приятный для собеседника внешний вид (одежду, головной убор, прическу и т.д.) и выражение лица; - обращаться к собеседнику по имени, наклоняясь в разговоре несколько к нему; - сказать пару комплиментов об отменном вкусе, репутации и деловых способностях объекта; - высказать какую-либо шутку (анекдот), заставляющую собеседника искренно рассмеяться. *Для усиления интереса к беседе можно*: - задавать ненастораживающие вопросы (профессиональные, житейские, хоббийные), на которые субъект с удовольствием захочет отвечать; - разговаривать с позиций интересов собеседника или коснуться темы явно связанной с его проблемами...
(3). Ориентация беседы в нужном направлении
- привлекая ассоциации, перебросить мостик между началом, затравкой и проталкиваемой идеей; - описать какое-то житейское наблюдение, уличную оценку или же анекдотичный случай, как бы между прочим увязав это с желаемым предметом; - упомянуть несколько важных для партнера вопросов, которые через должное смещение акцентов соотносятся с намеченной тематикой.
(4). Выбор аргументации сообразно с личностью и настроениями объекта:
- проводимая идея всегда обязана находить свой путь не только к разуму, но и к эмоциям объекта; - материал для проведения аргументации подбирается в зависимости от типа (образное - логическое) вкупе с качеством (гибкое, косное, конформное, самостоятельное) мышления собеседника; - имеет смысл применять лишь те аргументы, которые в виду личностных настроев, образа мышления, интеллекта и имеющейся информации данный человек способен воспринять; - в ходе убеждения желательно использовать как абстрактные выводы, так и зримую конкретную фактуру, на которой легче убеждать лиц не владеющих абстрактным мышлением; - с конформистами проходят ссылки на авторитеты, красочные фразы и упор на чувство общности с другими; - при самостоятельности мышления человека в ход пускают логику обоснования с намеком на возможность личной выгоды как морального, так и материального плана; - при заметной косности мышления перспективно разжигание эмоций с опиранием на эмпирику.
(5). Установление ритма разговора и порядка предъявления аргументов:
- нужно твердо верить в истинность того, в чем вы хотите убедить других, ибо люди подсознательно улавливают отношение говорящего к сообщаемому, а всяческая фальшь отталкивает; - ритм речи должен быть довольно ровным и подстраиваться под частоту дыхания собеседника; - для начала обеспечьте одинаковое понимание ведущих терминов и выражений вами и объектом; - не давайте отвлекать себя от намеченной тематики и не отвлекайтесь от нее сами; - в ходе приведения аргументации первым делом говорят о преимуществах, и только после - о недостатках; - эффективен " квантовый" посыл сообщения, при котором после выдачи очередного факта или аргумента делается небольшая пауза, для осознания и закрепления услышанного; - каждый последующий аргумент должен быть весомее, чем предыдущий; - для лучшего восприятия новых идей надо подавать их так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;
|