Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анкета для изучения некоторых особенностей классного коллектива
Вопрос №1. Преобладающее мнение о дружбе в группе
Примечание: Утверждение, которое соответствует вашему мнению о группе отметьте знаком " + ", подчеркните соответствующий балл. С анкетой №2 и №3 работайте таким же образом. Вопрос №2. Преобладающее мнение о взаимопомощи в группе
Вопрос №3. Преобладающее мнение о взаимной ответственности в группе
Обработка данных анкетирования. 1. Подсчитать количество учащихся, подчеркнувших баллы 6, 5, 4, 3, 2, 1.по каждому пункту анкеты. 2. Вычислить групповой показатель по каждому вопросу (процент совпадения мнений по каждому пункту). Сделать вывод об уровне сплоченности и взаимопомощи в группе.
2.3. Методики выявления интересов учащихся в учении, стойкости этих интересов и их стимулов 2.3.1. «Составь расписание на неделю» Учащимся предлагается включить в текущее расписание любое число уроков по предметам, предусмотренных программой. А также вычеркнуть из расписания уроки, по их мнению, скучные.
2.3.2. «Методика незаконченных предложений» Ребятам предлагается закончить предложение вроде: «Чтобы ученику было на уроке интересно, нужно...» «Больше всего на уроке мне нравится...» «У меня всегда вызывают интерес задания, которые...» «Я читаю научную и научно-популярную литературу по...» «В свободное время я люблю...»
Далее данные подлежат статистической обработке. При этом важно: * выявить предметы, вызывающие в классе максимальный интерес; * выделить группы с общей направленностью интересов; * осмыслить степень соответствия действующих в школе кружков, факультативов, интересам детей. Наиболее существенные, интересные идеи обсуждаются на общем сборе педагогов и детей, где принимаются решения о том, как лучше их использовать.
2.3.3. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ). Ход выполнения: Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют:
Учащиеся должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной деятельности. Далее прилагается список качеств личности.
Обработка полученных данных. Экспериментатор составляет матрицу следующего вида:
В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал каждый ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащегося (С) вычисляют по следующей формуле:
где n - сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, где Н - число учащихся, принимавших участие в эксперименте. Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ЦОЕ класса будет равен: С> 0.5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс может считаться коллективом. Если 0.3< C< 0.5, то класс промежуточный по уровню ЦОЕ. Наконец, если С< 0.3, то это свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера, наиболее ценными качествами оказались: сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характреризующие отношение к учебе. Следовательно, ученики данного класса связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с собственным стилем поведения, а также с положительным отношением к учёбе.
|