![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ урока
3.1. 1. Принципы анализа урока Психологический анализ урока должен строиться на основе следующих принципиальных положений развивающего обучения: 1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждения) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности. 2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренним побуждением самих ребят. 3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов урока должна быть конкретная психологическая цель. 4. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания. 5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних условий - индивидуально-психологических особенностей учащихся. При анализе урока необходимо учитывать и подготовленность учителя, и его рабочее настроение, и контакт с классом, и способность к быстрой ориентировке в неожиданной педагогической ситуации, и умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий и т.д. В той же мере следует учитывать и организованность учащихся - уровень умственного развития, отношение к учебе, особенности самоорганизации, учебные способности. Нельзя согласиться с формулой: «Нет плохих учеников, но есть плохие учителя», но можно и должно ставить вопрос: «Все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого своего ученика?»
|