Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы формирования концепции банковского менеджмента
1. Первый этап (до 70-80 годов XIX века) «управление депозитно-ссудной деятельностью банка» Охватывает период становления, функционирования и развития капиталистических отношений; от зарождения капиталистического уклада до победы и господства капитализма свободной конкуренции. 2. Второй этап (70-80 годы XIX века – 60-е годы XX) «управление инвестиционной деятельностью» Концентрация банковских капиталов, образование банковских монополий формирует новую роль банков. 3. Третий этап - современный, с 60-х годов XX столетия до настоящего времени. В условиях современной научно-технической и технологической революции создается общемировая информационная сеть, создаются транснациональные и международные корпорации и банки. Появляется новая парадигма - маркетинг. В новых экономических условиях обеспечить устойчиво высокую прибыль нельзя без всесторонней ориентации на выявление потребностей, запросов и предпочтений потребителей. Специфика функционирования кредитной организации определяет особенности управления банком. Эта специфика состоит в следующем: • содействие движению финансовых резервов; • извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала; • высокий уровень конкуренции на финансовых рынках; • своеобразие банковского продукта; • высокие риски всех банковских операций; • наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны Центрального банка; • необходимость использовать передовые информационные системы. К функциям банковского менеджмента относятся: 1.организация; 2.планирование; 3. анализ 4.контроль 5. руководство Принципами банковского менеджмента являются: • учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка; • учет нормативных требований Центрального Банка; • ориентация деятельности на рыночный спрос, на услуги кредитный организаций; • оптимизация доходности и рисков банковских операций; • сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении. Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности. Виды (структура) банковского менеджмента: • стратегический (общий) (включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка). • финансовый менеджмент подразумевает управление финансово-экономической деятельностью банка, (т.е управление капиталом; управление активами и пассивами; управление ликвидностью; управление доходностью; управление банковскими рисками; финансовое планирование и бюджетирование; система учета и информации). • менеджмент персонала (управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка). Механизм регулирования и надзора банковской деятельности представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Методы делятся на: административные и экономические, регулирующие и надзорные. 1. Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки. 2. Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков). Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. 3. Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов. 4. Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ. Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах: • анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке; • проверка отдельных направлений деятельности или кредит ной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте; • проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
|