Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Контроль и анализ как инструменты банковского менеджмента
В современных условиях регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями кредитных организаций в интересах стабильности всей экономики страны. Банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не понесли потерь и не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам роста производства, занятости населения и экономике в целом. Главная, стратегическая цель банковского надзора - своевременное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности кредитных организаций для нормализации, упрочения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом. Если говорить о предпосылках создания системы надзора, необходимо выделить несколько основных макроориентированных целей: - защита вкладчиков от неэффективного управления банками и возможного мошенничества; - поддержание стабильности банковского сектора путем предотвращения " системных рисков", заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких и утрату доверия ко всей системе; - защита фонда страхования от потерь (в тех странах, в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков). Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения доверия населения к финансово-кредитной системе в целом и кредитным институтам в отдельности. Банковский аудит, как и аудит вообще, в зависимости от субъекта проведения, подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль – процесс отслеживания, наблюдения, проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, банковских правил, устанавливаемых ЦБ РФ и внутренними документами самого надзорного банка. С учетом мирового и российского опыта можно назвать следующие принципы банков с кого надзора. 1. Универсальность и обязательность 2. Законодательное закрепление за Банком России надзорных функций с предоставлением ему права издавать соответствующие нормативные акты, обязательные для всех кредитных организаций. 3. Единство требований государственных органов надзора. 4. Единство количественного и качественного аспектов надзора. Речь идет о необходимости отслеживания не только формального соблюдения контролируемыми кредитными организациями тех или иных правил, нормативов, требований и указаний, но и качественных характеристик развития банков и всей банковской системы, проведения глубокой аналитической работы. При этом особое внимание следует обратить на следующие направления: 5. Достоверность данных и полная ответственность за их качество и конфиденциальность. 6. Сочетание превентивного (упреждающего) и последующего контроля. 7. Обязательность исполнения всеми контролируемыми кредитными организациями законных требований органов надзора. 8. Консолидированный характер надзора. Имеется в виду осуществление контроля финансового положения кредитных организаций на основе учета операций и сделок всех ее подразделений (филиалов, отделений), а также дочерних и зависимых предприятий. 9. Сочетание государственного, независимого аудиторского и общественного (со стороны общественных объединений самих банков) контроля. 10. Открытость для широкой общественности.
По методам проведения выделяют следующие виды внешнего контроля: - Проверка - Обследование - Надзор - Ревизия - Наблюдение - Анализ.
К мерам воздействия, применяемым к банкам, нарушающим нормы и требования, предъявляемым банковским законодательством и ЦБ РФ относятся: предупредительные меры и принудительные меры. Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый старшими должностными лицами и сотрудниками всех уровней за финансово-хозяйственной деятельностью своего банка. Задачей службы внутреннего контроля является контроль за построением единого технологического уклада по всем направлениям деятельности банка в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Под контролем мы понимаем собственно два вида контроля: административный и финансовый контроль. Административный контроль состоит в проверке соответствия проводимых операций полномочиям должностных лиц, определенным нормативными актами банка и процедурами принятия и реализации решений по проведению операций и сделок. Финансовый контроль заключается в проверке соответствия проводимых операций и сделок политике банка, изложенной в нормативных актах, применительно к разным видам банковских продуктов и услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности. Важно, что путем использования административного и финансового контроля определяется эффективность действующей в банке системы управления рисками и предпринимаемых на всех направлениях и уровнях деятельности банка мер по идентификации и минимизации рисков. Как административный, так и финансовый контроль в банке осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.
|