![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль жертвы в механизме индивидуального преступного поведения
Виктимология – относительно новое ответвление криминологии, изучающее проблемы жертвы преступления. Понятие «виктимология» происходит от латинского victima (жертва) и греческого logos (учение). Виктимность – свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует и облегчает преступное поведение. Виктимность обозначает образ поведения некоторых лиц, их предрасположенность к тому, чтобы при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления. Виктимным поведением называют рискованное, неосторожное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для себя поведение. Многие противоправные деяния обусловлены самой жертвой преступления. В зависимости от уровня обобщения различают индивидуальную, групповую, виновную и невиновную виктимность. Индивидуальная виктимность – повышенная способность индивида стать в определенной жизненной ситуации жертвой преступления. Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают личностную и ситуативную виктимность. Личностная виктимность – виктимность, обусловленная социально-психологическими, моральными, ролевыми и другими свойствами и качествами индивида. Ситуативная виктимность – виктимность, связанная с ситуацией конкретного преступления. Она является следствием не определенного качества и поведения личности, а виктимогенной обстановки. Выделяют также ролевую и социальную виктимность. Они взаимосвязаны. Под ролевой виктимностью понимают виктимность, характерную для определенных групп населения, выделяемых по половому, профессиональному, социальному или иному признаку. Под виктимизацией, в отличие от виктимности, понимается процесс превращения лица в реальную жертву преступления, а также результат такого процесса. Виктимизация – процесс роста величины виктимности. Девиктимизация – процесс снижения величины виктимности. Жертва преступления – лицо, потерпевшее от преступления, независимо от того, признано ли оно потерпевшим в установленном законом порядке либо оценивает себя таковым. Наличие вины потерпевшего сужает границы уголовной ответственности виновного в совершении преступления. Определенная же форма поведения потерпевшего не является основанием его ответственности в уголовно-правовом смысле. С точки зрения теории уголовного права о вине потерпевшего можно говорить лишь условно. В зависимости от поведенческих характеристик выделяют следующие типы потерпевшего: отрицательный (агрессивный, корыстный, неосторожный); нейтрально-положительный; активно-положительный. По характеру взаимоотношений жертвы и преступника выделяются: случайные жертвы; заранее неопределенные жертвы; предопределенные жертвы. По роли потерпевшего в генезисе преступления выделяются жертвы: нейтральные; соучаствующие; провоцирующие. По психофизическим признакам различают следующие виды жертв: по полу (мужчины, женщины); по возрасту (старики, подростки и дети); по физическому состоянию (больные, слепые, глухонемые, спящие, пьяные и т.д.); с выраженными негативными нравственными особенностями (жадность, жестокость, легкомыслие и т.д.); с выраженными отклонениями в психике (дебилы, наркоманы, алкоголики и д.р.); воображаемые (мнимые) жертвы. Значение классификации жертв преступлений определяется тем, что она дает обобщенную информацию о типичных видах поведения потерпевших.
Вопрос 33. Понятие, условия и особенности криминологического прогнозирования. Криминологическое прогнозирование- вероятное суждение о развитии конкретной ситуации, ходе того или иного события, тех или иных тенденциях развития преступности. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования. Для предупреждения отдельных различных видов преступлений, преступлений определенного контингента лиц необходимо обладать информацией о наиболее типичных недостатках условий их жизни и воспитания, наличии лиц и групп, отрицательно влияющих на поведение, а также данными о том, какие меры профилактики дали положительный результат, а какие такового не принесли. Прогноз преступности опирается на учет общих причин преступности, причин, детерминирующих преступность в изучаемом регионе, причин, обуславливающих отдельные виды преступлений. Наряду с экономическими, политическими, социально- демографическими, социально-психологическими, организационно- управленческими факторами в прогнозировании преступности важную роль играет изменение законодательства и уголовной политики государства, которые трудно предвидеть заранее. В данных условиях полезно изучить предыдущую историю государства, зарубежный опыт развития, схожий с условиями, в которых оказалась наша страна. Таким образом, можно сформулировать главные особенности, которые лежат в основе криминологического прогнозирования: 1. Знания закономерностей развития общества, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, знание тенденций, которые свойственны экономическим и социальным явлениям.2. Конкретное изучение экономических, бытовых, культурных и иных особенностей жизни той или иной территории.3. Анализ предстоящих изменений уровня жизни населения, демографических показателей (рождаемость, смертность, миграция, занятость и т.д.). Криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи: установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении; выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов; выработка общей концепции борьбы с преступностью; установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям. Вопрос 34. Виды криминологического прогнозирования. Выделяются следующие виды криминологического прогнозирования: 1. Поисковое прогнозирование, основывающееся на текущих тенденциях преступности и имеющее целью установление её будущего состояния при сохранении этих тенденций. 2. Нормативное прогнозирование, направленное на установление возможности привести преступность в определённое состояние в некий будущий момент и выработку необходимых для этого мер борьбы с ней. В зависимости от роли прогнозов в решении задач по борьбе с преступностью криминологическое прогнозирование делится на: 1. оперативное (используемое в повседневной деятельности, для решения текущих вопросов); 2. тактическое (применяемое для определения целей и задач криминологической политики в управленческих звеньях среднего уровня); 3. стратегическое (связанное со значительными по уровню, масштабу и характеру изменениями в криминологической политике) По признаку «время упреждения прогнозируемого события» криминологическое прогнозирование подразделяется: 1. краткосрочное (до 1 года); 2. среднесрочное (1--5 лет); 3. долгосрочное (5--10 лет); 4. дальнесрочное (10--15 лет). С точки зрения масштабности криминологическое прогнозирование может быть: 1. локальным; 2. Региональным; 3. Глобальным. Исходя из критерия «назначение прогноза» можно выделить прогнозирование: общее (касающееся всех видов преступности и субъектов борьбы с ней), специальное (относящееся к отдельной разновидности преступности или отдельному органу) и и ндивидуальное (направленное на конкретный объект) прогнозирование. По сложности объекта предвидения выделяется сингулярное (однообъектное), мультиплетное (факторное ), системное и метасистемное (относящееся к проектируемой системе) прогнозирование. По субъекту выделяется официальное (выполняемое субъектами, на которые возложена соответствующая служебная обязанность) и неофициальное прогнозирование. Вопрос 35. Сроки криминологического прогнозирования. Криминологические прогнозы в зависимости от охватываемых временных этапов делятся на: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные. Цель краткосрочного прогнозирования (1-3 года) состоит в том, чтобы научно предсказать тенденции, закономерности, а также конкретные варианты изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные прогнозы, определяющие направленность предупреждения преступности. В практической деятельности находят применение сверхкраткосрочные прогнозы, охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал). Они получили название оперативных прогнозов. Такой прогноз удобен в работе городских и районных органов внутренних дел, особенно в связи с проведением массовых мероприятий (например, митинги, празднества, спортивные мероприятия и т. п.). Среднесрочное прогнозирование включает период от 4 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов оно направлено на более отдаленную перспективу и определяет стратегию борьбы с преступностью. · информировать субъектов борьбы с преступностью о возможном влиянии намечаемых крупномасштабных экономических и социальных мероприятий на преступность; · максимально использовать профилактический потенциал этих мероприятий и в то же время ограничить нежелательное с криминологической точки зрения возможное влияние их отрицательных сторон; · определить исходя из развития социальных процессов цели и задачи профилактики, ее ведущие направления, оценить в комплексе ее возможности и резервы на прогнозный период; · своевременно подготовить достаточное ресурсное обеспечение профилактики и других направлений борьбы с преступностью. Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок свыше 10 лет и базируется на анализе общих закономерностей развития общества в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества. Вопрос 36. Методы криминологического прогнозирования. Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно использовать конкретные методы (методики) прогнозирования. При осуществлении прогнозирования используются методы анализа документов, опроса, экспертных оценок, эксперимент и квазиэксперимент, экстраполяция, другие статистические методы, метод математического моделирования. Методы прогнозирования: 1. Экстраполяция- изучение истории прогнозируемого объекта(в данном случае преступления) и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее. 2. Экспертных оценок - заключаются в обобщении мнений специалистов базирующихся на их профессиональном мастерстве интуиции научном и практическом опыте в области борьбы с преступностью. 3. Моделирование - исследование характеристик связей и закономерностей какого-либо явления, процесса и системы на основе замещения их условными образцами или моделями.Сложность этого метода заключается в недостаточности знания факторов преступности и механизма их действия. В настоящее время для нашей страны актуально применение сравнительного метода, основанного на относительной повторяемости явлений и процессов при наличии общих причин и условий. При этом проводится сравнение с тем, как развивалось подобное явление в прошлой истории страны и в других странах. К методам криминологического прогнозирования можно отнести и метод выдвижения гипотез. Для решения новой задачи выдвигается определенная гипотеза, которая применяется как метод познания еще неизвестного в теории и практике прогнозирования преступности. Здесь прослеживается связь гипотезы с моделированием. Однако гипотеза не требует обязательного доказывания. Она приводит только к предположению о существовании тех или иных фактов, событий, процессов явлений, т.е. в процессе прогнозирования служит ориентиром, указывающим путь для выполнения поставленных задач и цели. 37Программно-целевое планирование борьбы с преступностью Как известно, криминологическое планирование (программирование) выступает как средство направления борьбы с преступностью к определенным целям. В процессе планирования учитываются объективные возможности достижения поставленных целей, вероятность которого зависит от степени правильности учета как этих возможностей, так и ограничений развития борьбы с преступностью. Планирование (программирование) борьбы с преступностью всегда исходит из определенных интересов, стремлений, желаний, целей. Криминологический план (особенно перспективный) всегда есть система решений (в некоторых случаях - стратегия), имеющая целью управление в сфере борьбы с преступностью при осуществлении мероприятий от момента начального (первичного) мероприятия, обозначенного планом, к достижению конечной плановой цели. План борьбы с преступностью всегда должен предусматривать определенные средства для достижения целей самого плана (программы). Любой криминологический план должен исходить из конкретных целей и в соответствии с ними намечать мероприятия. Для определения этих целей необходимо всесторонне и глубоко изучить объект планирования с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего, а также явления и процессы (факторы), влияющие на данный объект.Внутренние и внешние элементы программно-целевого планирования - это: собственно процесс разработки программ (деятельность); организационные структуры, обеспечивающие эту деятельность; ресурсная база, в частности информация и средства ее обработки; нормативные акты; орг.структура реализации программ Это Программа борьбы с преступностью в Московской области на 1998 - 2000 гг. и Модель комплексной программы борьбы с преступностью в субъекте Центрального федерального округа Российской Федерации на 2003 - 2005 гг.:
38 Криминологическое планирование в деятельности органов внутренних дел. Рассматривая планирование, как заранее намечаемую систему мероприятий, предусматривающую определенную последовательность, порядок, сроки исполнения, исполнителей и меры обеспечения намеченных мероприятий, можно сказать, что под криминологическим планированием понимается научно - обоснованное определение целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период." Целью планирования предупреждения преступности в настоящее время является закрепление тенденции стабилизации преступности, а также снижения ее уровня в целом по отдельным видам и группам преступлений. В правоохранительных органах, как правило, составляются квартальные, полугодовые и годовые планы, которые можно отнести к краткосрочным.Второй и третий виды планов рассчитаны на3-5и10-20 лет. К этому виду планирования можно отнести и такой важный международный документ, как " Межведомственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" до 2000 года По содержанию, целям и масштабу различают комплексно - территориальное, комплексно - отраслевое и функционально - ведомственное криминологическое планирование.Первый вид планирования рассчитан на определенную территорию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства (министерства, комитеты). Функционально - ведомственное криминологическое планирование осуществляют все правоохранительные органы, осуществляющие предупредительные функции. В последние годы во многих регионах страны разработаны Программы борьбы с преступностью, которые по существу носят характер среднесрочных территориально - комплексных планов. Их основной задачей является объединение разрозненных усилий разных субъектов предупреждения преступлений, и направить их в единое русло целенаправленной деятельности.Составной частью криминологического планирования являются ведомственные планы органов внутренних дел. Порядок их подготовки определен нормативными актами МВД РФ. Эти планы ориентированы на всю совокупность мер, предпринимаемых ОВД по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на обслуживаемой территории. Хорошее планирование должно соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения имеющихся в распоряжении ОВД сил и средств, с тем чтобы в условиях даже сложной криминогенной обстановки добиваться хорошего результата практической деятельности по предупреждению преступности. 39.Правовые основы предупреждения преступности органами внутренних дел. В свою очередь при отсутствии специального закона, регулирующего отношения в сфере профилактики правонарушений, профилактическая деятельность городских и районных органов внутренних дел основывается на соответствующих предписаниях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договоров Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», иных федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, законов соответствующего субъекта РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданных в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовых актов соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне, а также положения о территориальном органе. Более тесно вопросов профилактической деятельности городских и районных органов внутренних дел касаются нормы федерального законодательства Российской Федерации. В настоящее время почти все федеральные законы, регулирующие отношения в сфере борьбы с теми или иными видами правонарушений, носят многоцелевой характер и определяют преимущественно порядок осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной, а не предупредительной деятельности. Единственный Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеющий сугубо профилактическую направленность, определяет только основные направления деятельности и компетенцию органов и учреждений системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Рассматривая правовые основы профилактики правонарушений, следует отметить, что более детальное регулирование деятельности городских и районных органов внутренних дел осуществляется ведомственными нормативными правовыми актами. В настоящее время основными ведомственными нормативными правовыми актами в системе МВД России, регламентирующими деятельность городских и районных органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений, являются: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. Приказа МВД РФ от 29 января 2009 г. № 60) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; приказ МВД от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»; приказ МВД от 29 января 2008 г. № 80 (ред. от 13.01.2010) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности»; инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД от 26 мая 2000 г. № 569 (в ред. приказа МВД от 06.04.2007 № 338); инструкция по работе участкового уполномоченного милиции, утвержденная приказом МВД от 16 сентября 2002 г. № 900 (ред. от 12.04.2007) и др. Приказом МВД № 19 определены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Это, прежде всего анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учеты лиц криминальной ориентации, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
40.Организационные и тактические основы предупреждения преступности органами внутренних дел. Организационные основы предупреждения состоят из: определения целей и задач предупредительной деятельности; всестороннего и качественного информационного обеспечения (информационное обеспечение должно осуществляться на основе широкого подхода); планирование; опыт подготовки и реализации региональных и отраслевых программ борьбы с преступностью; контроль (систематическое наблюдение и проверку исполнения соответствующих планов, программ и решений). В криминологии различают два вида контроля, а именно ведомственный и вневедомственный. Контроль осуществляется в специфических формах, которые характерны для различных субъектов предупредительной деятельности. И, наконец, наиболее важным элементом организации предупредительной деятельности является её финансовое, материально-техническое, кадровое и ресурсное обеспечение. Именно поэтому организационные основы предупреждения преступности играют огромную роль в предупредительной деятельности правоохранительных и других государственных органов. Помимо правовых и организационных основ, предупреждение преступности базируется на определённых тактических принципах и предложениях, иначе говоря, тактические основы предупреждения. Тактические основы предупреждения преступности в основном характеризуются методами и приёмами действия, которые обеспечивают правильное направление, содержание и формы деятельности, наиболее целесообразное и эффективное осуществление мероприятий для достижения конкретных целей. Все приёмы предупредительной работы могут быть сгруппированы в рамках методов предупреждения преступлений. К таким методам относится метод убеждения, в него входят, выступления сотрудников правоохранительных органов в СМИ по вопросам борьбы с правонарушениями, профилактические беседы работников милиции с лицами, освобождёнными из мест лишения свободы и многое другое, что осуществляется в процессе предупреждения преступности.
41 Роль и задачи деятельности органов внутренних дел в предупреждении преступности. Особое место в системе предупреждения преступности занимают органы внутренних дел. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенций. Органы внутренних дел осуществляют общую и индивидуальную профилактику преступлений, уголовно-правовое воздействие на лиц, совершивших преступления. Кроме того, в их функции входит административно-юрисдикционная деятельность, которая служит целям предупреждения преступлений. Но более обширны профилактические функции органов внутренних дел. Профилактикой преступлений и иных правонарушений в той или иной мере занимаются все службы и даже подразделения органов внутренних дел, осуществляющие уголовно-правовое воздействие на преступников. Например, следственные подразделения, а также подразделения дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законом выявляют и устраняют причины и условия преступлений. Для многих других подразделений, например ГИБДД, патрульно-постовой службы, службы участковых уполномоченных милиции, подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, профилактика - основная функциональная обязанность. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией мер по борьбе с преступностью. Они раскрывают и расследуют преступления, принимают меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов и общественность.Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные и межрелигиозные конфликты, участились проявления экстремизма и массовые беспорядки Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств; установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений; выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия. 42.Социальные отклонения и преступность. Фоновые явления общества или факторы, способствующие формированию криминогенной мотивации. Наркомания 43 Связь наркотизма с преступностью. Связь наркомании и наркотизма с преступностью проявляется в следующем:
45-44. Классификация мер предупреждения преступности. В науке криминологии принято делить меры предупредительной деятельности на общие и специальные. Общие меры направлены на решение глобальных, всеобщих экономических и социальных проблем; они не ориентированы специально на борьбу с преступностью, но в силу своей исключительной значимости для экономической, духовной и социальной жизни общества способны решить и проблемы борьбы с преступностью. Скажем, меры по развитию экономики, стимулированию торговли и предпринимательства, повышению благосостояния общества, отдельных групп населения, помощь, например, беженцам или вынужденным переселенцам, нуждающимся семьям выступают и мерами профилактики правонарушений со стороны тех, кому эти общие меры адресованы. Специальными называются меры, направленные именно на решение проблем борьбы с преступностью. Они могут быть адресованы всему населению, т.е. неопределенному кругу людей, или отдельной социальной группе. Например, принятие уголовного кодекса или новых уголовно-правовых норм является специальной мерой, поскольку она нацелена на предупреждение именно преступности. Можно сказать, что специальные меры направлены на борьбу с преступностью в целом, с отдельными ее видами и на предупреждение преступного поведения отдельного человека. 1. экономические меры - меры по повышению экономического благосостояния людей. Они являются материальной основой профилактики преступности, оказывая в то же время психологический эффект. 2. Педагогические меры направлены на воспитание людей, в необходимых случаях - на исправление и перевоспитание, скажем, осужденных в местах лишения свободы. 3. Организационные меры должны реализовываться ради улучшения деятельности предприятий и учреждений, в том числе право- охранительных, повышения их эффективности в борьбе с правонарушениями и преступлениями в пределах их компетенции и профессиональных обязанностей. 4. Можно также выделить медицинские меры предупреждения преступности. Они необходимы применительно к лицам, страдающим психическими расстройствами и склонным к совершению преступлений. Необходимо отметить, что все перечисленные меры должны применяться в совокупности, взаимно дополняя друг друга и реализуясь тогда и там, где они нужны и могут принести наибольшую пользу.
|