Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стран романо-германской семьи можно увидеть и на примере соотношения гражданского законодательства и трудового права.
Общим для всех стран является то, что на первых этапах развития западного общества трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного найма), и это открывало неограниченный простор для «хозяйской власти». Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, максимально эксплуатируя наемного рабочего. При этом, однако, в большинстве стран романо-германской правовой семьи трудовое право не кодифицировано, оно состоит из массы законов, декретов и установлений, касающихся различных вопросов. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в трудовой кодекс, но удалось это лишь частично, и поэтому то, что здесь называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов. Вместе с тем во Франции трудовой договор исключен из числа гражданско-правовых, а соответствующие нормы ГК потеряли силу. Иное положение в ФРГ и Нидерландах, где нормы гражданских кодексов о найме труда до сих пор имеют практическое значение. Еще в большей степени это характерно для Италии. Во Франции идея хозяйственного права родилась в результате вторжения государства в экономическую деятельность после Второй мировой войны. Появление значительного государственного сектора в народном хозяйстве, особенности организации и деятельности национализированных предприятий, принятие долгосрочных экономических планов — все это вызвало потребность в новой отрасли права, «способной перегруппировать и синтезировать, свести воедино экономические аспекты частного и публичного права». Однако до настоящего времени в этом отношении сделано было немного. В большинстве стран романо-германской правовой семьи имеется отдельный торговый кодекс: во Франции (1807 г.), Бельгии (1807 г.), Люксембурге (1807 г.), Испании (1829 г.; перераб. — 1885 г.), Португалии (1833 г.; перераб. — 1888 г.), Нидерландах (1838 г.), Австрии (1862 г.), Лихтенштейне (1865 г.), Германии (1897 г.), в Турции (1956 г.). Вместе с тем, известны и исключения. Так, Швейцария отвергла идею отдельного торгового кодекса, и соответствующие положения сосредоточены в Обязательственном законе. Италия включила ранее действовавший Торговый кодекс (1882 г.) в новый Гражданский кодекс (1942 г.). В Нидерландах в процессе недавней кодификации также пришли к выводу о нецелесообразности отдельного торгового кодекса. Административное право почти повсеместно не кодифицировано. Даже в стране классической кодификации — Франции — административное право никогда не было должным образом кодифицировано. Здесь нет ничего, что напоминало бы наполеоновские кодексы, а имеющиеся кодексы представляют собой сведение воедино законодательных и регламентарных текстов, охватывающих, несмотря на то, что их число возрастает, лишь ограниченную часть отношений, регулируемых административным правом, многие разделы которого созданы судебной практикой. Примерно таково же состояние источников административного права и в других странах романо-германской семьи. Естественно, что многочисленность законов и других актов порождает большее число различий и расхождений между отдельными странами, чем строгая кодификация. Точно также можно сказать, что чем значительнее роль судебной практики как источника права, тем больше правовые различия, ибо судебная практика больше подвержена влиянию изменяющихся условий, чем стабильные кодификации. Тема 5: Англо-саксонская семья (семья общего права) Раскрыть следующие понятия: общее право, право справедливости, статутное право, судебный прецедент. ^ 1. Особенности становления англо-саксонской правовой семьи В истории английского права можно выделить четыре основных периода: - Первый период - англо-саксонский- предшествовал нормандскому завоеванию 1066 года; - Второй период – становление общего права - от 1066 года до установления династии Тюдоров (1485 г), — период становления общего права, когда оно утверждается, преодолевая сопротивление местных обычаев. Условия этого периода оказали на правовую систему влияние, ощущаемое еще и в настоящее время; - Третий период – соперничество с правом справедливости - с 1485 до 1832 года, — расцвет общего права; однако оно вынуждено было пойти на компромисс с дополнительной правовой системой, что нашло свое выражение в " нормах справедливости"; - Четвертый период — с 1832 года до наших дней, — когда общее право встретилось с невиданным развитием законодательства и должно было приспособиться к обществу, где постоянно усиливается значение государственной администрации.
1. 2.
· юрисдикция лорда-канцлера не должна расширяться за счёт общего права; · суд лорда-канцлера осуществляет юрисдикцию в соответствии с прецедентами права справедливости; · король не должен использовать свою власть для создания новых судов.
На основании судебной реформы 1875 г. были ликвидированы различия между общим правом и правом справедливости. Парламент осуществил консолидацию норм материального и процессуального права. Структура современного английского права сильно отличается от романо-германской правовой семьи. Не признаётся деление права на публичное и частное, а также нет отраслевой дифференциации. Большую роль в реализации права играет справедливость, которая основана на праве, а само право есть там, где есть его защита. Постоянно развиваются и совершенствуются только отдельные правовые институты. Общее право и право справедливости фактически сохраняют отличия друг от друга. К признакам права справедливости относятся:
· нормы, созданные судом лорда-канцлера, опираются на справедливость; · право справедливости могло применяться только лордом-канцлером; · процедура права справедливости не предусматривает суда присяжных; · в суде лорда-канцлера можно было просить вынесения решения, не предусмотренного общим правом; · приказ, выданный лордом-канцлером, носил дискреционный характер.
Уголовный процесс предусматривает существование внесудебного расследования и судебного разбирательства. Внесудебное расследование обладает следующими признаками: · носит состязательный характер; · исходит из принципа частного преследования; · ведётся от имени короны.
· тяжкие преступления (убийство, государственная измена); · преступления, предусмотренные законами о предупреждении терроризма, транспортные преступления, повлёкшие смерть человека; · все другие арестные преступления, совершение которых привело или должно было привести к ущербу для государства, публичного порядка и отправления правосудия; · любое арестное преступление, содержащее угрозу наступления таких последствий. Арест по таким делам допускается без приказа судьи (ст.116).
· не изымаемые в силу законной привилегии (адвокатское досье); · не принимаемые в качестве доказательств (записи личного характера, медицинские документы, журналистский материал); · специальный процессуальный материал (конфиденциальные записи работника, обнаруженные у работодателя).
· полицейские не может установить личность и адрес подозреваемого или не верит тому, что подозреваемым сказано; · полицейский убеждён в том, что подозреваемый не останется на месте в период времени, которое требуется для получения повестки; · необходимо предотвратить ущерб, который грозит от действий подозреваемого другим лицам или собственности.
1. Лицо не должно содержаться в полиции более 24 часов без предъявления обвинения. 2. Лицо может содержаться до 36 часов по распоряжению старшего полицейского чиновника, который полагает, что необходимо продолжать допрос, чтобы получить показания, а совершённое преступление относится к опасным арестным и расследование должно быть тщательным и быстрым. 3. Задержание лица продлевается ещё на 36 часов по приказу магистратского судьи который рассматривает этот вопрос в закрытом заседании, но в присутствии подозреваемого и его адвоката. 4. По просьбе полиции магистратский судья может продлить задержание ещё на 36 часов, однако общий срок задержания не может превышать 96 часов. 5. В течении 36 часов полиция может отказать подозреваемому прибегнуть к услугам адвоката и отказать в извещении родственников.
· предварительное слушание (представление свидетелей, разрешение вопросов права и допустимости доказательств); · судебное разбирательство (допрос свидетелей, прения сторон); · вынесение приговора.
· отклонение апелляции; · вынесение альтернативного вердикта; · издание приказа о новом рассмотрении дела, если суд получил новые доказательства; · издание приказа о повторном рассмотрении дела, если судом первой инстанции были допущены судебные ошибки, делающие всё производство недействительным; · аннулирование вердикта о виновности в связи с неспособностью подсудимого давать объяснения в силу душевной болезни или вынесение вердикта об оправдании подсудимого по причине его недееспособности и издание приказа о его помещении в больницу.
Говоря об источниках английского права, следует более подробно остановиться на каждом из них.
1. Судебная практика. Действует правило прецедента, включающее в себя следующие положения: · решения, вынесенные палатой лордов, составляют обязательственные прецеденты для всех судов; · решения, принятые Апелляционным Судом, обязательны для всех нижестоящих судов и, кроме вопросов уголовного права, для самого Апелляционного Суда; · решения, принятые Высоким Судом, обязательны для низших судов и являются необязательными рекомендациями для Высокого Суда и Суда Короны; · все решения низших судов и квазисудебных органов не являются обязательными.
2. Законодательство (статуты). По общему правилу закон лишь вносит поправки и дополнения к судебной практике, хотя формально принятый парламентом статут может изменить или отменить решение суда. Допустимо делегированное законодательство – предоставление правительству права издавать нормативные акты по вопросам управления, приравненные по своей юридической силе к законам. Существуют устоявшиеся правила толкования законов. По общему правилу толкование носит ограничительный характер. Оно осуществляется на основании «Закона об объединении законодательных актов, касающихся толкования актов Парламента и о дальнейшем сокращении языка, используемого в актах Парламента» от 30 августа 1889 г. Данный закон ввёл определённый порядок осуществления процесса толкования.
Б. Принцип обратного действия толкования предусматривает, что в каждой норме Закона о толковании указывается, к толкованию каких законов, принятых до или после его вступления в силу, она применяется. При этом нужно учитывать следующее:
· если закон предусматривает принятие нормативного подзаконного акта, то терминология его должна совпадать с законом, если сам закон не предусматривает иного (ст.31); · если какой-либо закон предоставляет кому-либо право издавать нормативные акты, то это право должно толковаться также как право отменять, отказывать, дополнять или изменять существующие нормативные акты, если иное не предусмотрено законом (ст.32); · лицо, совершившее деяние, признаваемое правонарушением одновременно по нескольким законам или одновременно по закону или обычному праву, будет нести ответственность либо по закону, либо по обычному праву и не будет наказано дважды за одно деяние (ст.33); · подзаконные акты, издание которых предусмотрено принятым, но не вступившим в силу законом, могут издаваться до вступления в силу данного закона, если издание таких актов является условием вступления закона в силу.
А. При толковании словам должно придаваться наиболее распространённое, обыденное значение. Б. Если имеется легальная дефиниция термина или если законодательством иным образом определено его значение, то в этом значении он и должен пониматься. В. Если в законе используются специальные технические термины, то они должны пониматься так, как используются в соответствующей сфере. Г. Запрещается придание разных значений идентичным формулировкам в рамках одного и того же нормативного акта при отсутствии специальной оговорке об этом в самом нормативном акте. Д. При толковании любого закона должны быть получены ответы на следующие вопросы:
· какое обычное право существовало до принятия соответствующего закона? · в чём состоял недостаток обычного права? · какое средство закон предусмотрел для преодоления этого недостатка? · В чём состоит причина использования именно этого средства?
3. Обычай. Обычаи в основном существовали до создания общего права. Круг применения обычаев в настоящее время достаточно ограничен. Закон об обычаях 1265 г. установил, что к старинным обычаям относятся те, которые существовали до 1189 г., а в противном случае обычай не является юридически обязательным. Обычаи могут быть местными и торговыми. 4. Доктрина и разум. Английское право допускает использование в качестве источника права труды выдающихся юристов (Брактон, Блекстон, Гленвилл). На них может ссылаться судья при вынесении решения. Под разумом же подразумевается решение спора при отсутствии прецедента и обязательного обычая.
· отсутствие дуализма гражданского права в виде параллельных систем общего права и права справедливости; · отсутствие в процессуальном праве исковых приказов; · публичное обвинение осуществляется службой государственного уголовного преследования.
|