Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные источники иудейского права
В силу того, что иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета, последний зачастую называют «еврейской Библией». В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета делятся на три части. В первую группу входят книги Моисея, центральное место отводится законам и правилам жизни иудеев. Эту группу чаще называют Пятикнижьем Моисея или же Торой. Традиционно Тора выступает самостоятельным источником права. Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название этой группы книг – Небиим. К третьей группе книг относятся все остальные книги под общим названием – Кетубим. Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, в исследовательской литературе нередко называют «Законами Завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию исходивших от иудейского Бога Яхве, фактически является пророк Моисей. Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. Разными авторами он определяется по-разному, однако общим для всех представлением о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием древних священных писаний, относящихся к периоду с 4 века до н.э. по 5 век н.э., содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкователей. В системе норм и догматов иудейского права, по мнению исследователей, им придается гораздо большее значение, чем первым. Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семенных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского общества, ритуальных жертвоприношений. Особую значимость имеет такой необычный для других правовых систем источник, как «наследие»: констатируется факт перехода от одного поколения к другому сложившихся в течение всего периода жизни иудейского общества религиозных, культурных, национальных, этических, общесоциальных и др. обыкновений – феноменов, оказывающих влияние на процесс формирования и развития иудейского права. В некоторых изданиях к этому дополняется, что в библейском смысле под «наследием» понимается также: 1) «богоизбранный народ»; 2) израильтяне и 3) христианская церковь. Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина, которая понимается в самом широком смысле: и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных бибилейских положений и текстов. На ранних стадиях развития иудейского права она играла решающую роль, т.к. государство и другие социальные структуры не играли решающей роли в процессе формирования норм иудейского права и институтов. Эту роль выполняли труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей и правоприменителей. По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако доктрина как источник права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права(например, доктриной «благоразумия»), продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.
|