Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античное наследие в эпоху Великого переселения народов






 
Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на Восток происходит в 5-7 вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом, при этом значительная часть местного населения ославянилась. Иначе складывались отношения славян с южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале 7 века союз антов, состоявший из земледельческих племен славян был разгромлен в Северном причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же веке хазары создали здесь сильное государство Хазарский Каганат. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать их господство и платить им дань.

Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в 7 веке в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. На глухой восточной окраине жили немногочисленные племена кривичей и вятичей. Основу экономической жизни славян составляло земледелие. В 5-7 веке еще господствовала родовая олбщина. Все члены общины были связаны кровным родством. Собственность на средства производства и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Но по мере того, как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере роста производительности земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность, земля хотя и оставалась в коллективном владении, делилась на участки, которые принадлежали семьям. Подобные перемены переходили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль играли в этом процессе походы на владения Византии, которые при случае удачи приносили огромную добычу. Поначалу в таких походах участвует ополчение, постепенно его заменяет дружина – группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя – руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Очень важным был ряд экономических последствий, которыми сопровождалось расселение восточных славян. Основные территории славян занимали западную половину Русской земли. Хозяйственная жизнь населения направлялась одним могучим потоком, Днепром. Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну озера Ильмень, т.е. к двум дорогам в Балтийское море. Т.о. Днепр охватывает всю западную и часть восточной половины Русской равнины. По Днепру шла оживленная торговля, толчок к которой был дан греками. Т.о. в 7-8 вв. восточные славяне пережили очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.

3) Проблема этногенеза восточных славян

 
Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

По мнению ученых славяне могли принадлежать к индоевропейским народам. Также полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II века до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра.

Хозяйство – земледелие и скотоводство.

В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. В это время отчетливо выделялись особенности славянского быта, религии и культуры в сравнении с другими индоевропейскими народами. Именно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную, западную и южную.

В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.

Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности

4) Проблема образования Древнерусского государства и этапы его становления

 
Государство – форма общественного устройства.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Социально-экономические предпосылки. развитием пашенного земледелия на базе использования орудий труда из железа; на севере – развитием промыслов и внешней торговли. появлению прибавочного продукта. отделение военно-управленческого труда от производительного. на месте родовой возникла территориальная община. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, что также является условием образования государства.К политическим факторам. увеличение роли князя в племени. Если раньше князь – это лишь один из трех равнозначных элементов управления племенем наряду с советом старейшин и вече, то теперь значение двух последних элементов уменьшается. С учащением межплеменных столкновений возрастает потребность в князе и дружине.

Дружина-отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя.

Внешнеполитическая предпосылка. служит внешняя опасность. Для восточных славян внешняя опасность исходила с двух сторон: кочевые народы с юго-востока и варяжские племена с северо-запада. Ряд этапов. На первом этапе (VIII – середина IX вв.) складываются межплеменные союзы и их центры. Выделяют два центра государственности: Киев (территория среднего Поднепровья) и Новгород (север Русской равнины).

К IX в. восходит появление полюдья.Полюдье - система сбора дани; объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Второй этап (вторая половина IX – середина Х вв.).сформировался мощный племенной союз во главе с ильменскими словенами. Однако между племенами этого региона начались столкновения. Тогда было принято решение пригласить князя со стороны.в славянские земли прибыли предводитель наемной варяжской дружины Рюрик и два его брата - Синеус и Трувор. Рюрик. После смерти братьев Рюрик объединил все северные и северо-западные земли.В 879 г. в Новгороде взял Олег. В 882 г. успешный поход на Киев, объединив тем самым два центра русской государственности. 882 г. считается условным годом образования государства Киевская Русь.

Норманнская теория. Ее создателями считаются немецкие историки Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Август Людвиг Шлецер (1735-1809). делался вывод о неспособности славян самостоятельно создать собственную государственность.

Антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем. (М.В. Ломоносов).

Олег (882–912 гг.)Олег предпринял поход на древлян, северян и радимичей и обложил их данью.

Игорь (912–945 гг.) Он покоряет уличей, тиверцев и вновь подчиняет древлян, отделившихся после смерти Олега. Русские поселенцы начинают продвигаться к устью Днепра и появились на Таманском полуострове.

Третий этап (середина X – начало XI вв.) складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Ольга (945 – 964 гг.)связаны первые системообразующие реформы.Ольга упорядочила сбор дани.появляются погосты – укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань, размер которой был теперь фиксирован (уроки). погосты становились опорными центрами княжеской власти.

 
Святослав (964–972 гг.)Политика была больше направлена на военную сферу. Он прославился победой над хазарами, совершил походы на Дунай, закончившиеся неудачей.

Основные признаки Древнерусского государства:

- династическая (родовая) княжеская власть;

- простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

- система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

- монотеистическая религия, усиливавшая княжескую власть.

5) Быт, хозяйство и общественный строй Древней Руси

 
Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями. Все " люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Территория, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.

Экономика восточных славян носила комплексный характер: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Системы земледелия тесно связаны с природно-климатическими условиями.

Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользования приходилось использовать специальные орудия труда.

Охотились на самых разнообразных животных. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Большое распространение получило железоделательное ремесло, а, следовательно, и обработка металла.

Хорошо обстояло дело и с гончарным ремеслом. Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для ювелирного ремесла.

6.Византия и Русь: проблема политико-культурных контактов.

 
Развитие древнерусского государства проходило во взаимодействии с народами соседних стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная тогда Византийская империя. Русско-византийские отношения 9-10 вв. носили сложный характер. Они включали в себя и мирные экономические отношения, политические и культурные связи, и острые военные столкновения. Несмотря на свое могущество, Византия постоянно подвергалась нашествию со стороны славянских князей и их дружинников. В то же время византийская дипломатия стремилась превратить Русь в зависимое от Византии государство. В этих целях она решила использовать и христианизацию Руси. Русские дружины совершали набеги на прибрежные византийские города, а князю Олегу удалось даже захватить столицу Византии Константинополь. Во второй половине 10 века начинается более активное русско-византийское сближение. Идя на это сближение, византийские императоры одновременно рассчитывали использовать русские дружины в войне со своими соседями. Новый этап отношений Руси и Византии приходится на время княжения Святослава, проводившего активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом и разгромил его. Падение хазарского Каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызвали беспокойство у Византии. Стремясь ослабить Русь и дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Планы византийцев не оправдались. Святослав одержал победу в Болгарии. Т.к. этот исход был нежелательным для византийцев, они начали войну с Русью. Силы византийцев превосходили Русь и был заключен мирный договор, Византия удовлетворилась обещанием Руси не совершать нападений. На этом, однако, события не заканчивались. Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использует печенегов. На днепровских порогах печенеги напали на русское войско, Святослав погиб в бою.

Следующая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Византийский император обратился к Владимиру с просьбой помочь в подавлении восстания полководца Варды фоки, который захватил Малую Азию и, угрожая Константинополю, претендовал на императорский престол. Дружина Владимира помогла подавить восстание. Но византийский император не спешил выполнять свое обещание выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Между тем, этот брак носил большое политическое значение для Руси, т.к. византийские императоры занимали в тот период самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе заметно поднимала международный престиж русского государства. Чтобы добиться выполнения договора, Владимир начал военные действия против Византии. Победив ее, он добился не только выполнения договора, но и независимости своей внешне-политической деятельности от византийского императора. Русь стала в один ряд с крупными христианскими державами средневековой Европы.

7) Крещение Руси: причины и последствия

 
Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства. Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал