Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая реформа.






 

Главной задачей экономической ре­формы, начиная с 1987 г., являлся переход от административных к экономическим методам управления производством. Первые попытки демонтажа административно-командной системы, предпринятые в рамках политики перестройки, относятся к 1987 г. Тогда был принят за­кон «О государственном предприятии», предусматривавший пе­ревод предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Предпри­ятия получали право самостоятельно планировать свою деятель­ность, устанавливать прямые и горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, эко­номических нормативов.

Переход предприятий на новые принципы хозяйствования осуществлялся с большим трудом. В условиях отсутствия развитой инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции. К началу реформы убыточные предприятия составляли приблизительно 30% от общего числа, а 25 % получали чрезвычайно низкую прибыль. Лишение таких предприятий государственный дотаций открывало им прямой путь к банкротству.

В 1988 г. принимается закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государствен­ного секторов экономики. Закон дал толчок быстрому развитию кооперации, новым явлением в экономике становится выведенная из тени индивидуальная трудовая деятельность. Произошли изменения и в организа­ции сельскохозяйственного производства: появились первые фер­мерские хозяйства. Однако их удельный вес был невелик. К концу 1990 г. в них производилось менее 1% сельскохозяйственной про­дукции страны. В целом легализованный частный сектор быстро становился сферой притяжения «теневых» капиталов. Формирующаяся рыночная экономика приобретала полукриминальный, спекулятивный характер.

Решить главную задачу экономической реформы и перейти от преимущественно административных к преимущественно эко­номическим методам управления производством в тот период не удалось. В ус­ловиях диспропорций и перекосов в народном хозяйстве, товар­ного дефицита, архаической системы ценообразования и несо­вершенства законодательства воспользоваться в полном объеме предоставленной самостоятельностью было очень сложно. Ослаб­ление централизованного управления экономикой приводило к нарушению складывавшихся десятилетиями связей, местничеству и региональному сепаратизму. Плановые задания не выполнялись, наблюдалось падение производства.

К концу 80-х гг. государственный бюджет лишился двух главных источников своего пополнения: доходов от экспорта сырья (нефти и газа) и средств от продажи алкоголя. Падение цен на нефть и газ на мировом рынке привело к тому, что эта статья экспорта только в 1985-1986 гг. сократилась на одну треть. Осложнение экономического положения СССР толкало правительство к внешним займам. Платежи и погашение кредитов постепенно загоняли страну в долговую яму.

Экономическая реформа, подорвав администра­тивно-командную систему и не создав ей равноценной замены, окончилась провалом. Неудача на одном из главных направлений пе­рестройки в конечном счете определила ее судьбу.

Бюрократия и перестройка. Перестройка была начата по ини­циативе М. С. Горбачева и еще нескольких человек из высшей партийно-государственной элиты. Она получила, особенно на на­чальном этапе, поддержку со стороны большинства слоев совет­ского общества. Правда, их заинтересованность в переменах носила различный характер. Интеллигенция рассчитывала получить большую свободу для индивидуального творчества, рабочие и слу­жащие связывали с ней достижение более справедливого порядка распределения общественного богатства, крестьянство — надеж­ду стать подлинными хозяевами своей земли и труда. Однако об­щий ход, масштаб и характер перестройки во многом были опре­делены экономическими и политическими интересами советско­го правящего класса — номенклатуры.

К началу 1980-х гг. значительная ее часть стала тяготиться ком­мунистическими условностями, зависимостью личного благопо­лучия от служебного положения. Чтобы формально узаконить свое господство, стать настоящим собственником, ей необходимо было уничтожить социалистическую собственность и соответствующую партийно-государственную надстройку, которые в течение мно­гих десятилетий являлись основой ее власти и благополучия. Это раскололо номенклатуру на «партократов», оставшихся верными прежним идеалам и ценностям и потому стремившихся во что бы то ни стало сохранить отжившую систему, и «реформаторов», ак­тивно включившихся в процесс преобразования советского об­щества и надеявшихся направить его в нужное им русло.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал