Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская Федерация 1990-х гг.: экономика, политика, соц. Сфера






Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990-е годы в Российской Федерации, включали либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий.

Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране.

Начало либеральных реформ в экономике. В ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин сформировал новое правительство, основное ядро которого составили молодые экономисты-рыночники: П.О. Авен, А.А. Нечаев, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс. Вице-премьером этого правительства был назначен 35-летний экономист Е.Т. Гайдар.

Главные экономические цели нового правительства России были изложены президентом Б.Н. Ельциным 28 октября 1991 г.: переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической стабилизации. Программа содержала набор мер, широко известных в мировой практике: сначала отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг – приватизация, передача государственной собственности в частные руки. Свободные цены должны были, по замыслу реформаторов, определить реальную цену товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги». А приватизация, сделав людей собственниками, была призвана создать мощные стимулы к труду.

Реформы, начатые командой Е.Т. Гайдара, с самого начала приобрели революционный характер, характер перехода от одного общественного строя к другому. Правительство предприняло ряд важных мер по слому командно-административной системы, либерализации хозяйственной деятельности. Значительные усилия были направлены на создание рыночной инфраструктуры: фондовых и товарных бирж, банковской системы, валютного рынка.

В соответствии с правительственной программой реорганизация коснулась органов власти и управления. Советский госаппарат был резко сокращен, правда, ненадолго.

Основой гайдаровских реформ стала либеральная монетаристская модель перехода к рынку, ориентированная на ослабление вмешательства государства в экономику, первоочередное реформирование денежного сектора экономики, достижение финансовой стабилизации в стране, ликвидацию бюджетного дефицита, укрепление рубля. По планам реформаторов, программа стабилизации российской экономики на рыночной основе была рассчитана на три года.

В начале либеральных реформ – до декабря 1992 г. – наиболее революционную роль сыграл указ президента РФ от 2 января 1992 г. о либерализации цен и реорганизации торговли. Он предоставил предприятиям право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, право самостоятельного сбыта и покупки продукции и сырья. Указ вводил контроль за ценообразованием на предприятиях-монополистах, отменял запреты на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий.

Стабилизационная политика правительства Е.Т. Гайдара также предусматривала ряд важных мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Резкому сокращению были подвергнуты все государственные расходы (централизованные капиталовложения, дотации и т.д.). В частности, расходы на закупку вооружений были урезаны на 85%. Одновременно были приложены усилия по обеспечению конвертируемости рубля: упрощены схемы валютных операций, расширен валютный рынок и, наконец, установлен свободный курс рубля на основе спроса и предложения.

Либерализация цен и ужесточение финансовой политики привело к тому, что российский рынок постепенно стал наполняться товарами, деньги вновь обрели цену, исчезли очереди в магазинах. Реформы, связанные с именем Е.Т. Гайдара, продолжались около года.

Прогнозируемое реформаторами пятикратное повышение цен на деле обернулось их повышением в 100 и более раз, в результате чего большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Вызванный либерализацией гигантский рост цен почти полностью уничтожил денежные накопления населения, хранившиеся в государственных сберегательных кассах, многие из которых собирались людьми в течение всей жизни. Это стало одной из причин недовольства большей части населения правительством и лично Е.Т. Гайдаром. Но конфискация денежных вкладов имела не только негативный психологический эффект. Когда накопления (а речь, по оценкам специалистов, идет о сумме в 1 триллион дореформенных рублей) были одним махом ликвидированы, денежная приватизация стала невозможной, и остался единственный путь – раздачи госсобственности бесплатно.

В конце 1992 г. на Съезде народных депутатов Е.Т. Гайдар был смещен со своего поста. Главным итогом деятельности реформаторов стало возвращение страны на обще цивилизационный путь развития, основанный на частной собственности и рыночной экономике. В результате либерализации цен восстановилось доверие зарубежных партнеров к России, страна начала трудный путь интеграции в мировой рынок.

Противоречия экономической политики. 4 декабря 1992 г. в результате компромисса между президентом и Верховным Советом во главе правительства стал вице-премьер В.С. Черномырдин. Смена правительственного кабинета в значительной мере была связана с завершением первого «романтического» этапа либеральных реформ и наступлением нового «прагматического».

В течение осени 1993 г. была проведена почти полная либерализация сельскохозяйственного сектора, закончился период «дешевых денег», т.е. мощного государственного финансирования народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. Как следствие этих мер, темпы инфляции в стране заметно снизились. К концу 1993 г. были осуществлены необходимые институциональные изменения для полноценной макроэкономической стабилизации, дефицит бюджета был сокращен до 6% ВВП.

Однако результаты парламентских выборов 12 декабря 1993 г. резко изменили ситуацию в стране. Е.Т. Гайдар и Б.Г. Федоров были вынуждены покинуть правительство, и в нем вновь усилились позиции промышленного и аграрного лобби. Тем не менее, В.С. Черномырдин не отказался полностью от политики денежной стабилизации, избрав умеренно-жесткий антиинфляционный курс.

Этапы и результаты приватизации. Принятый 25 декабря 1990 г. закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешил индивидуальную предпринимательскую деятельность и создание частных предприятий.

Годом раньше союзным законом была разрешена аренда трудовыми коллективами государственных предприятий. На практике это означало выкуп госпредприятий по низким ценам. Тем самым было положено начало так называемой номенклатурной приватизации. Используя нечеткость принятых законов, директорский корпус и разного рода дельцы получили в полное и бесконтрольное владение сотни тысяч государственных предприятий, в частности право самим себе назначать многомиллионные оклады и премии, увеличивать легальным путем свои доходы. К концу 1991 г. в России уже существовало 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума. Таким образом, до начала рыночных реформ значительная часть «общенародной» собственности была роздана номенклатуре.

В августе 1992 г. президент России подписал указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». В соответствии с этим указом балансовая стоимость всех российских предприятий на начало 1990-х гг. была суммирована и поделена на общее число россиян. Все граждане страны, включая детей, обрели право на получение одного приватизационного чека (ваучера) номинальной стоимостью в 10 тысяч рублей. Предполагалось, что, вкладывая ваучеры в акции приватизированных предприятий, люди смогут получать дивиденды. Фактически этого не случилось. В результате многие россияне почувствовали себя обманутыми ваучерной приватизацией.

Одновременно с марта 1992 г. началась так называемая малая приватизация – продажа с аукционов магазинов, прачечных, других предприятий сферы обслуживания. Уже к началу 1996 г. более 84% мелких предприятий в стране было приватизировано. Всего в частные руки перешло более половины промышленных предприятий, которые производили около 70% валового национального продукта. На их долю приходилось около двух третей всех инвестиций.

Слом советской социально-экономической системы и зарождение в России рыночной экономики привели к изменению социальных условий жизни и ценностных ориентации людей. Миллионы российских граждан столкнулись с проблемами, которых не существовало в советское время. Обедневшее государство оказалось неспособным нести затраты бесплатного образования, медицинского обслуживания и других форм социальной защиты. За первые месяцы реформ жизненный уровень общества был отброшен на 10-20 лет назад. К 1994 г. реальные доходы населения уменьшились приблизительно в два раза. Из 148 млн жителей России за чертой бедности оказалось около 32 млн, т.е. более 24%. Их доходы не превышали 40 долл. в месяц.

Важнейшим следствием начавшейся либерализации экономики стало резкое увеличение разрыва в уровне доходов и потребления. В результате прокатившейся волны сокращений, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса, образовался целый класс людей не занятых на производстве, однако большинство из них не пополнили ряды безработных, а принялись искать способы заработать себе на жизнь. Торговля стала той сферой, где часть людей смогла найти свою социальную нишу.

Упрощение выезда за границу способствовало появлению так называемых «челноков» – людей, совершающих кратковременные поездки за рубеж для закупки товаров с последующей их продажей на рынках.

Осуществленная в России в 1990-е гг. реформа системы собственности оказалась насильственно навязанной российскому обществу его политической элитой. Она была проведена в спешке, без учета мнения самого общества. Социальные последствия приватизации в целом оказались негативными для большей части россиян. Главным итогом российской приватизации стало рождение нового «суперкласса» - олигархов. Это дало основания для критики того, как была проведена приватизация и о необходимости пересмотра ее основных итогов. В начале 1990-х гг. при проведении радикальных рыночных преобразований в государственной политике практически отсутствовали факторы социального развития. Это породило у большинства населения неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие интересов к производительному труду


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал