Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия раздробленности.






С одной стороны, являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры.

С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Однако Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы.

 

7) Характеристика основных феодальных княжеств на Руси

 

8) Русские княжества и Золотая Орда. Характер и последствия монгольского владычества.

Продолжалась 240 лет.

31 мая 1223 г. состоялась первая встреча русичей с монголо-татарами у реки Калки. Не вес русские земли выставили свои войска. Откликнулись лишь южные князья. Не было ни смоленского, ни полоцкого, ни рязанского князей, ни новгородских войск. Русские князья потерпели сокрушительное поражение. Оно объяснялось следующими причинами:

> у русских не было согласия и единства;

> отсутствовало единое командование;

Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья.

В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку (" пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14 подобных походов в русские земли.

Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени развития монголы не могли навязать жителям русских земель свой язык и культуру. Но Русь на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских ханов.

Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком (ханской грамотой). Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться.

Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство; зная его влияние на население, земли духовенства охранялись. Церковные деятели пытались смягчить обстановку в стране, примирить враждующих князей.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения - " запись число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), кона откуп отдавался сбор дани. Размер дани (" выхода") был очень велик, одна только " царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась " запросами" - единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для " кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар. Перепись населения в 50-60-х годах ХIII в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки русских князей.

Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название " Дикое поле". Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии " юг - север" (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на " запад - восток". Замедлились темпы культурного развития русских земель.

 

9) Государство Золотая Орда – политическое устройство и культура

Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Севрный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

Великий хан был абсолютным монархом, и его власть, по крайней мер теоретически, была неограниченной. Будущие императоры и ханы избирались исключительно из мужчин рода. Первоначально выбирать императора среди них могла через родовых вождей вся монгольская нация, в более поздний период это стало прерогативой курултая, состоящего лишь из родственников правящей династии. Основанием богатства и власти главных родичей были наделы, полученные ими от их предка Чингисхана.

Орда представляла собой достаточно типичное монгольское государство, состоящее из нескольких ханств. В 13 веке территории Орды все время меняли свои границы, а количество улусов (частей) постоянно менялось, однако в начале 14 века была проведена территориальная реформа и Золотая Орда получила постоянное количество улусов.

Во главе каждого улуса стоял свой хан, который принадлежал правящей династии и был потомком Чингисхана, во главе же государства стоял единый хан, которому подчинялись все остальные. В каждом улусе был свой управляющий, улусбек, которому подчинялись более мелкие чиновники.

Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому все административные и военные должности были едины.

культура Золотой Орды

Поскольку Золотая Орда была многонациональным государством, то и культура вобрала в себя многое от разных народов. В целом, основу культуры составляли быт и традиции монголов-кочевников. Кроме того, с 1312 года Орда стала исламским государством, что также нашло свое отражение на традициях. Ученые полагают, что культура Золотой Орды не была самостоятельной и на протяжение всего периода существования государства находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, привнесенные другими культурами, но не изобретая собственные.

Любознательные путешественники и богатые купцы, искусные дипломаты и мудрые политики из многих стран приезжали в Орду знакомиться с ее могущественными ханами, собирать сведения о многочисленных народах, населявших это государство, увидеть его большие города с богатыми базарами и пышной восточной архитектурой. Их поражала красота невиданных доселе ханских дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, общественных бань и караван-сараев, других величественных сооружений. Эти сооружения были поистине удивительны: украшенные изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью, и сусальным золотом.

Остатки материальной культуры свидетельствуют о поистине высоком уровне развития ремесла и искусства в золотоордынских городах: строительства и архитектуры, ювелирного искусства, черной и цветной металлургии, кожевенного, гончарного, косторезного производства, стеклоделия, резьбы по камню и т.д.

Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного и пришлого центральноазиатского – также тюркского, татарского. Все произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве.

 

10) Совместная борьба народов Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей.

Против немецких захватчиков не раз выступали вместе народы Прибалтики и Руси. Русские отряды из Полоцка, Пскова и Новгорода помогали населению Эстонии и Латвии отражать наступление рыцарей-крестоносцев.

В 1224 г. вместе с эстами русские героически обороняли город Юрьев (Тарту). Рыцари подвезли к городу камнеметные машины, построили подвижную деревянную башню и придвинули ее к крепостному рву. Ворвавшись в город, рыцари жестоко расправились с его защитниками. Еще три года продолжали героическую борьбу за независимость свободолюбивые жители эстонских островов. Но потом и их сопротивление было сломлено. Земли эстов подпали под власть рыцарского ордена. Немецкие феодалы построили здесь свои замки. На несколько столетий эсты оказались под гнетом немецких феодалов.

Но всего этого немецким захватчикам было мало. Всей своей силой они нависли над соседней Северной Русью - Новгородом и Псковом.(5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла одна из самых кровопролитных битв средневековья, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.)Победа Александра на Неве имела большое историческое значение. Она сохранила для Руси берега Финского залива, ее торговые пути в страны Запада и тем самым облегчила русскому народу его длительную борьбу с ордынским игом.

Вторжение немецких крестоносцев в Восточную Прибалтику являлось лишь одним из этапов их «натиска на Восток», т. е. политики захвата немецкими светскими и духовными феодалами славянских земель. В X—XII вв. немецкие правители завоевали земли полабских и поморских славян и продвинулись к Висле. Но здесь они встретили сопротивление со стороны Польши и пруссов, населявших территорию Прибалтики вплоть до Немана. По-прежнему стремясь овладеть землями между Вислой и Неманом, немецкие феодалы решили в то же время создать второй очаг наступления — на Западной Двине.

В конце XII в. папская курия направила в область Западной Двины, где жили ливы (от имени которых вся территория, впоследствии завоёванная немецкими феодалами, получила название Ливонии), своих агентов-миссионеров с войском. Но ливы изгнали папских агентов. Тогда папа провозгласил крестовый поход против народов Восточной Прибалтики. Новый поход возглавил бременский каноник Альберт, будущий епископ Ливонии. Получив помощь папы Иннокентия III, германского императора и датского короля, Альберт появился на кораблях с немецким войском в устье Западной Двины (1200 г.). Разбив ливов, захватчики заложили на месте их древнего торгового поселения крепость Ригу (1201 г.), а в 1202 г. основали немецкий рыцарский Орден меченосцев, ставший постоянно действующей вооружённой силой. При этом папской курией и немецкими хронистами широко использовались всевозможные измышления об отсталости местных народов и прославлялись крестоносцы, призванные якобы распространить среди данных народов «культуру» и «истинную» — католическую веру. Таким образом маскировалась политика грабежа и завоевания.

Полоцкий князь, которому была подвластна земля ливов, неоднократно предпринимал в союзе с литовцами походы в помощь ливам. Но полочане не имели достаточных сил, чтобы отразить наступление крестоносцев. Крепости Кокнесе, Селпилс и город Ерсике в землях латгалов и селов в 1207—1209 гг. были захвачены и разорены немецкими феодалами. Впрочем, опасаясь полоцкого князя, последние продолжали (до 1212 г.) вносить ему издавна шедшую с ливов дань.

Враги проникли и в Северную Латгалию, где заложили замок Венден (совр. Цесис в Латвии), и тем самым создали угрозу Эстонии. Это задевало интересы Новгорода и Пскова. Русские и эсты вели совместную войну против рыцарей-грабителей. Однако обострение борьбы новгородского боярства с владимиро-суздальскими князьями, а также обособленность Полоцка, Пскова и Смоленска отражались на обороноспособности прибалтийской территории, подвластной Руси. У враждовавших между собой русских князей не было единого плана военных действий в Прибалтике. Новгородские войска выступали против немецких рыцарей на территории Тормы (1209 г.), Уганди (1210 г.), Ярвамаа и Харьюмаа (1212 г.), они изгнали захватчиков из Отепя (Оденпе). Новгород продолжал получать дань с эстов, но немецкие феодалы разорили Саккала и дошли до реки Эмайыги, близ русских границ. Немецкие захватчики несли покорённой земле невиданный гнёт. Массами истреблялось население. Страна эстов варварски опустошалась. Положение эстов особенно ухудшилось в 1219 г., когда в Северную Эстонию вторглись войска датского короля. На месте древней эстонской крепости Линданисе датские захватчики построили новую — Ревель (Таллин).

Эсты единодушно поднялись на врага, призвав на помощь новгородцев. Началась война русских и эстов против ливонских рыцарей. Союзниками Руси являлись литовцы, совершавшие походы в захваченные немецкими рыцарями земли в области нижнего течения Двины. Были совершены походы на Венден (1218 г.) и окрестности Риги (1222 г.).

В 1223 г. Руси был нанесён тяжёлый удар монгольскими завоевателями на реке Калке. Это отразилось и на положении в Прибалтике. Датские и немецкие феодалы заключили наступательный союз. Поход князя Ярослава Всеволодовича с новгородскими полками на Ревель (1223 г.) не привёл к изгнанию захватчиков из Эстонии. Для этого нужны были более крупные силы. Между тем ливонские крестоносцы, получая постоянную помощь из Германии, в 1224 г. захватили Юрьев (Тарту), который совместно защищали русские и эсты. В 1227 г. немецкие рыцари разорили и заняли острова Сааремаа и Муху. Эти захватнические действия направляли папские легаты (послы). В 1227 г. папа Гонорий III потребовал подчинения от «всех королей Руси». В эти же годы папская курия энергично поддерживала вторжение в Юго-Западную Русь венгерских и польских феодалов.

Лишь в 1234 г. войска князя Ярослава, утвердившегося в Новгороде, смогли нанести удар ливонским рыцарям. Суздальские полки и новгородская рать наголову разгромили немецких захватчиков на реке Эмайыге. По мирному договору, заключённому с крестоносцами, Русь сохраняла свои права в Латгалии и части Эстонии.

Потерпев неудачу у русских границ, немецкие феодалы предприняли в 1236 г. большой поход на Литву. Поход крестоносцев закончился полным разгромом немецкого войска в битве при Шауляе и гибелью всех его главарей, включая и магистре Ордена меченосцев.

В это время захватчики ввели в борьбу новую силу — Тевтонский орден. В 1230 г. тевтонские рыцари вторглись в Хелминскую землю. Тесня и истребляя пруссов, они продвинулись к Вислинскому заливу и по его побережью до реки Преголы, утвердившись таким образом в Польском Поморье. Тевтонский орден угрожал не только Польше и Литве. В конце 30-х годов тевтонские рыцари во главе с Бруно попытались проникнуть в Галицко-Волынскую Русь. Они овладели Дрогичином. Но волынские войска под предводительством князя Даниила Романовича освободили город, захватив в плен рыцарей, в том числе и самого Бруно.

После поражений, которые были нанесены немецким крестоносцам, захватчики старались сплотить свои силы, готовясь к вторжению в пределы Руси и Лигвы. В 1237 г. при деятельном участии папской курии было достигнуто объединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена. В следующем году в Стенби было заключено новое соглашение о союзе против Руси между немецкими и датскими крестоносцами. Из Германии, Дании и других стран прибывали свежие пополнения в Ригу и Ревель. Готовилось новое наступление на Русь.

Обострились отношения Руси и со Швецией. Финны (емь) решительно выступили против шведских феодалов, а русские войска поддержали финнов и в 1227 г. вытеснили из их страны шведских захватчиков.

 

15. Концепция «Москва-третий Рим: кем, когда предложена, значение для формирования государственной идеологии. Концепция идеи «Москва - третий Рим» возникла на рубеже 15-16 вв. в силу ряда объективных причин, главная из которых - падения Константинополя под напором турок-сельджуков. В 1480 году Россия фактически стала независимым государством, а ее территория к началу 17в. была сравнима уже с французским королевством - крупнейшим государством Средневековья. Все это послужило возникновению известной теории о всемирно - исторической роли Москвы, кратко изложены в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к великим московским князьям.С самого своего возникновения концепция «Москва - третий Рим» носила двойственный характер. С одной стороны она подразумевала связь Московского государства с внешними религиозными ценностями. Делая благочестие главной чертой и основной государственной мощи Москвы, это идея подчеркивала теократический аспект ориентации на Византию. В этом варианте она подразумевала изоляцию от «нечистых» земель. С другой стороны, Константинополь воспринимался как второй Рим, в политической символике которого подчеркивалась имперская сущность - в Византии видели мировую империю, наследницу римской государственной мощи. Таким образом в этой идеологеме сливались две тенденции: благости и священство, власти и царство. Символическим выражением первого становится Ерусалим, второго - Рим.
Идея «Москва - третий Рим» краеугольным камнем легла в основу идеологии Московского государства. Благодаря ей Русь становится центром истинно религиозного и политического средоточения для всего христианского, да и не только христианского мира. Она нашла свое дальнейшее подкрепления в тех практических шагах и мифологемах, которые создавались на Руси в течение двух веков.
Сама формула «Москва -- III Рим» впервые прозвучала в 1492 г., как ни странно, из уст митрополита-еретика Зосимы. В этом случае он не выражал своих собственных убеждений, а, что называется, «плыл по течению». Зосима отражает современную ему московскую идеологию в своем произведении «Извещение о Пасхалии на восьмую тысячу лет» -- послании, которое прилагалось митрополитом к новой пасхалии. В нем впервые в русской литературе была сформулирована идея преемственности между «Константином Градом, еже есть Царьград, и Москвой. собственно формулировка «Москва -- III Рим» принадлежит старцу Филофею, иноку Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Самым кратким образом теория старца Филофея была обобщена в словах: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати». Старец Филофей был, бесспорно, выдающимся представителем русской духовной мысли. Большее значение для развития идеи Третьего Рима имели знаменитые послания Филофея. Филофей изложил теорию «Москва -- Третий Рим» в послании, направленном к Василию III. Но наиболее завершенный характер идея Третьего Рима получает в послании Филофея к псковскому великокняжескому наместнику -- дьяку Мисюрю Мунехину (сентябрь 1527 -- март 1528 гг.). О новейших данных относительно датировки этих посланий, сравнения различных их списков можно прочитать в недавно вышедшей книге Н.В. Синицыной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции».
В послании к великому князю Василию старец Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового значения Российского царства в христианском мире. На Руси с подобными посланиями к великим князьям обращались крайне редко, разве только в самых чрезвычайных обстоятельствах. Известны подобные послания архиепископа Вассиана Рыло и митрополита Геронтия Иоанну III на Угру. Послание Филофея к Василию III невелико по размеру.
Послание старца к Мисюрю Мунехину является еще более важным для характеристики теории Филофея. В нем гораздо обстоятельнее изложено учение о Москве -- III Риме.
Послание к Мисюрю также содержит полемику с католиками: «И не дивися, избранниче Божий, яко латыни глаголют: наше царство ромейское недвижимо пребывает, аще быхом не праве веровали, не бы Господь снабдел нас». Филофей не соглашается с этой католической точкой зрения и не приемлет земного величия папского Рима. Он противопоставляет католическому взгляду свою теорию о Риме, странствующем во времени и пространстве. Учение Филофея о Риме странствующем восходит к словам Спасителя, который наставлял апостолов уйти из того города, где их не принимают и гонят, и переходить в другой. Параллель можно увидеть и со словами Спасителя, сказанными Господом Пилату: «Царство Мое не от мира сего. То есть не может быть на земле такого мирового центра, в котором неподвижно пребывало бы во веки веков земное христианское царство. Поэтому и странствует по земле вослед гонимой Церкви Христовой Рим -- духовный центр мира. В этом смысле слова Филофея о том, что Риму «четвертому не бывати», следует понимать отнюдь не в смысле какой-то исключительности Москвы наподобие ветхозаветного представления об избранности Израиля. У Филофея речь идет о том, что странствования Рима на земле более не будет, так как наступит конец времен. Причем вывод этот следует понимать как пророчество, возвещаемое старцем.
16. От реформ к опричнине Ивана Грозного. В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. В июле 1550 г. было отменено местничество между детьми боярскими и дворянами. Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено " Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно " Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.
Завершает формирование русской армии. В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.
В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян. В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на " Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель. Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения: - на царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души; - церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; - установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.
Реформа ослабила независимость церкви от государства и усилила ее корпоративную организацию.
Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.
Иван Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались " опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи " великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: " грызть" изменников и " выметать" из государства измену - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.
Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.
Введение опричнины не способствовало военным успехам и в 1572 г. она была отменена. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.
Итогом опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен. Установлены отношения подданства. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Были нарушены организация и комплектование поместного войска. В обществе же назрело всеобщее недовольство.
17.Ливонская война: ее политический смысл и последствия. В начале XVI века на русских землях завершилось формирование сильного централизованного государства — Московской Руси, которая стремилась расширить свою территорию за счет земель, принадлежавших другим народам. Для успешного осуществления своих политических притязаний и хозяйственных целей этому государству было необходимо установить тесные связи с Западной Европой, что могло быть достигнуто лишь после получения свободного доступа к Балтийскому морю. Осуществлению этих целей препятствовали государства, входившие в состав Ливонии. Торговые пути на Балтийском море стремились взять под свой контроль и другие государства — Швеция, Дания, Польша и Литва. Война за господство на Балтийском море стала неизбежной.
Ливония не была готова к войне. Среди ее феодалов не было согласия. Страна была ослаблена распрями между орденом, архиепископом и городом Ригой, а также борьбой католиков с лютеранами. Помещики и рыцари ордена, в обязанность которых входила забота о безопасности и обороне страны, предавались развлечениям. В эпоху, когда успех сражений определяло огнестрельное оружие, в особенности артиллерия, ни рыцари, ни их каменные замки больше не имели особого военного значения. Тем не менее, ливонские феодалы не заботились об укреплении оборонной мощи. Их войска состояли главным образом из наемников — прибывших из разных стран.У ордена не хватало средств для повышения боевой готовности, а архиепископ, равно как и город Рига, отказывали ему в поддержке.
Русскому царю Ивану IV Грозному был необходим повод для начала военных действий против Ливонии. Такой повод вскоре нашелся. Царь потребовал от Ливонского ордена выплаты дани, которую когда-то тартуские земли платили русским князьям. Орден, разумеется, отказался выполнить это требование.
В 1558 году войско русского царя вторглось в Ливонию. Основные силы были брошены на Тарту, другие отряды направились в Нарву, Резекне, Алуксне, Виляны, нигде не встречая сопротивления. После долгих споров на заседании ландтага в Валмиере было решено выплатить царю требуемую сумму, но Иван Грозный, убедившись в военной слабости Ливонии, отказался принять деньги. Русские войска заняли Нарву, а затем и Тарту.
В январе 1559 года под Цесвайне были разбиты военные отряды рижского архиепископа и ордена. Царское войско, грабя и убивая, оставляя за собой разрушения, двинулось на Ригу, но взять город ему не удалось. Тогда войско Грозного направилось вдоль Даугавы обратно, грабя и сжигая на своем пути, как немецкие поместья, так и крестьянские хозяйства. Всех людей, которые не успели скрыться, убивали или уводили в плен.

Ливонские феодалы стремились увеличить численность своих войск, призывая на службу латышских и эстонских крестьян. Но эти попытки не увенчались успехом, так как крестьяне отказывались сражаться на стороне угнетателей и дезертировали, На территории Ливонии царила полная анархия. Помещики покидали свои имения, рыцари оставляли ратников на произвол судьбы. По всей стране скитались отряды бродячих наемников, которые из воинов превратились в грабителей.
Когда русское войско вторглось в Ливонию, эстонские и латышские крестьяне восстали против немецких феодалов. Крестьянское восстание охватило обширную территорию, в основном на севере Эстонии, а также в окрестностях Цесиса и Валмиеры. Жестокость воинов Ивана Грозного побудила крестьян оказывать сопротивление и русскому войску. Группы вооруженных крестьян нападали на отдельные отряды русских, чтобы защитить свои хозяйства и близких от их набегов
2 августа 1560 года близ Эргеме (ныне Валкский район) войско Ивана Грозного нанесло окончательное поражение объединенным силам ордена и архиепископа. Ливонские государства далее были не в состоянии сопротивляться Русскому государству. Государства, расположенные на побережье Балтийского моря — Швеция, Дания, Литва и Польша — не желали допустить того, чтобы Россия закрепилась на территории Ливонии. Этого не желали также немецкие феодалы в Ливонии, Они вступили в переговоры с правителями этих стран с просьбой взять Ливонию под свое покровительство.
Еще в 1559 году епископ Курземе (Курляндии) и острова Сааремаа (Эзель) Иоанн IV Мюнхгаузен продал свои владения королю Дании, который передал их своему брату герцогу Магнусу. Феодалы северной части Эстонии и город Таллинн передали свои владения Швеции. Остальная часть Ливонии попала в подчинении польско-литовским правителям.
В 1561 году Ливонский орден прекратил свое существование. Последний магистр ордена Готард Кетлер стал вассалом короля Польши и Литвы Сигизмунда II Августа, получив в свое владение западную часть территории Латвии вплоть до Даугавы. Эта область была названа Курземско-Земгальским герцогством. Территории, охватывавшие современные Латгале, Видземе и юг Эстонии, составляли Задвинское герцогство, управляемое назначенным королем губернатором. Задвинское герцогство находилось в непосредственном подчинении у Польско-Литовского государства.
В 1569 году Польша и Литва объединились в единое государство. Как Польша, так и Швеция продолжали бороться против господства России в Прибалтике. В 1577 году русская армия под командованием Ивана Грозного вторглась в Задвинское герцогство, опустошив территорию Видземе до самой Даугавы. В этих сражениях особо отличались защитники Цесисского замка. Когда удержать замок больше не представлялось возможным, защитники взорвали его и погибли сами. Это была последняя победа, достигнутая Россией в Ливонской войне. В 1579 году польский король Стефан Баторий вторгся в Россию, а Швеция атаковала Нарву. Российская армия была ослаблена длительными боями и оказалась неспособной отразить нападение двух противников. В 1582 году России пришлось заключить перемирие с Польшей, а в 1583 году— со Швецией. Ливонская война, длившаяся почти двадцать пять лет, завершилась. Попытка России закрепиться на берегах Балтийского моря на этот раз потерпела неудачу. Прекратил свое существование Ливонский орден, который более трех столетий хозяйничал на латышских и эстонских землях. Пришел конец и власти епископов. Однако остались немецкие помещики — давнишние угнетатели крестьян.
Ливонская война принесла неслыханные бедствия латышскому народу. В местах военных действий многие поселения были полностью разорены, а жители, если они вовремя не покинули свои дома, были убиты или угнаны в плен. Большие потери в результате набегов были нанесены и той части Ливонии, которая непосредственно от военных действий не пострадала.
18. Ермак, кратко о завоевателе Сибири. Ермак кратко сказать – это казацкий атаман, его биография доподлинно не известна, о его деятельности можно судить по обрывочным описаниям в немногочисленных летописях. До его знаменитого похода против Сибирского хана Кучума, Ермак во главе казацкого отряда участвовал в Ливонской войне, воевал против польского короля Стефана Батория и против литовцев, осуществлял бандитские налеты на торговые суда, проходящие по реке Волга.В 1579 году отряд Ермака, согласно Строгоновской летописи, вместе с другими казацкими дружинами прибыл на реку Чусовую по приглашению купцов Строгоновых. Дело в том, что земли Строгоновых находились на границе с Сибирским ханством, и регулярно подвергались набегам кочевников. Для казаков это приглашение было более чем интересно, так как к этому времени их отряды находились вне закона, и разыскивались московскими воеводами за грабежи торговых и государственных судов. В течение двух лет на службе Ермак кратко Строгоновых казаки успешно отражают атаки Сибирских кочевников на границах, а в сентябре 1581 года снаряжают военный отряд в поход против Сибирского хана.Именно этот поход прославил Ермака в вкратце сказать как умелого воеводу, благодаря четкой военной организации и строгому подчинению, его войско в размере 540 человек действовало быстро, результативно и согласовано. Была четко выстроена иерархия военных руководителей. Казаки делились на десятки, которыми руководили десятники, затем шли пятидесятники, сотники, есаулы и атаманы. По некоторым летописным данным (Ремизовская и Есиповская летописи) этот поход был инициирован самим Ермаком, по другим данным – предложение последовало от братьев Строгановых, и помимо казаков в походе участвовало 300 дружинников (Строгоновская летопись). В любом случае поход был полностью финансирован купцами Строгоновыми.
За три месяца отряд Ермака быстрым темпом прошел по реке Чусовой и Серебрянной и вышел в район бассейна реки Оби. Здесь, согласно летописи Ремизовской, казаки перезимовали. А весной продолжили свой поход за Урал. Ермак одержал несколько военных побед, и Кучум выслал навстречу казакам своего племянника Маметкула. В бою близ рек Тобол военный отряд Маметкула потерпел сокрушительное поражение. Но главное сражение Ермака с Сибирским ханом произошло позже, 26 октября 1582 года, в этой битве на берегу реки Иртыш принимал участие и Сибирский хан Кучум, и его племянник.
Татары были обращены в бегство, оставив столицу ханства - город Сибирь. После этого летом 1583 года казаки попытались подчинить себе мелкие населенные пункты вблизи города Сибирь, но встретили ожесточенное сопротивление. Последней крупной победой на этом направлении был город Назым. С момента взятия Сибири Ермак отправляет официального посла к Ивану Грозному.
Царь одобрил действия Ермака и отправил в помощь казакам 300 ратных солдат во главе с воеводами Иваном Глуховым и Семеном Болховским. Но подкрепление подошло слишком поздно. К осени 1584 года, когда дружина царя подошла к Сибири, отряд казаков практически был разбит в результате постоянных вражеских атак. Ермак погиб 6 августа 1584 года. Его отряд попал в засаду на реке Иртыш, татары напали на спящих казаков и перебили их безоружными. Ермак бросился в реку, но не смог доплыть до своего струга и утонул.
Поход Ермак не закрепил власть Москвы над Сибирским ханством, но во многом определил дальнейший ход истории и экспансию славян на восток.

19. Русская культура XIV-XV вв Высокого уровня развития достигло искусство русской живописи. Создалась замечательная школа, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев Использовав и переработав художественное наследие предшествующего периода, Андрей Рублев довел его своим гением до невиданного совершенства. Кисти Рублева принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря и замечательный иконостас владимирского Успенского собора. Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был выдающейся личностью своего времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, всячески способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы. Своими советами и духовным опытом он помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути. Наконец, именно он благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы. Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве. Замечательным творением Рублева является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» и «Жены-мироносицы у гроба Христа». Другом и ближайшим помощником Андрея Рублева был Даниил Черный. Работы Андрея Рублева и художников рублевской школы были созданы в пору наивысшего расцвета московской живописи в XV веке. Приобщившись в силу исторических условий к византийскому искусству, московские мастера сумели преодолеть византийское наследие, усвоив его отдельные элементы и приемы.
Андрей Рублев и художники его школы отказались от аскетизма и суровости византийских образов, от их отвлеченности. Традиционные образы они наполняли новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием. Ведущая роль во всем русском изобразительном искусстве того времени принадлежала иконописи, без которой не могла обойтись ни одна церковь. В 70-х годах XIV века в Новгороде появляется выходец из Константинополя — Феофан Грек. Огромна роль этого художника в развитии сначала новгородской, а затем московской школы живописи.
Преемником высоких традиций живописи Андрея Рублева стал художник Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром. Они расписали церковь в Паф-нутьево-Боровском монастыре и Собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря.
Раздробленная Русь уступила место централизованному государству. Искусство было призвано выражать величие и славу Московской державы, и особенно ее верховной власти, что во многом определило творчество этого художника.
Формирование Русского централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в Москве возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого в столицу были приглашены зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации.
Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший в себя резиденцию великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. Возникла Красная площадь, часть посада — Китай-город — была окружена каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и дерево-земляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами. Это и определило радиально-кольцевую планировку Москвы. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Их мощные стены и башни сложены из крупных валунов и почти лишены декоративных украшений. Сохранившаяся часть великокняжеского дворца в Москве, созданная архитекторами Марком Фрязиным и Петром Соларио, наделена чертами западной архитектуры, но по композиции близка к деревянным хоромам.
В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора во Владимире с целью подчеркнуть преемственность власти Москвы, архитектор Аристотель Фьораванти существенно переосмыслил традиции владимиро-суздальского зодчества. Собор в Москве мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Попытку перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения предпринял архитектор Алевиз Фрязин при строительстве Архангельского собора.
От XIV—XV веков сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние — «клетские» — напоминают избу с двухскатной крышей и пристройками. Более поздние — высокие, восьмигранные, крыты шатром. Их стройные пропорции, контрасты суровых рубленых стен и резьбы галереек и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем — свидетельства высокого мастерства народных мастеров. Стенобитные орудия действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес. Кузнечное дело, оружейное производство, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи — все это было связано с ростом прикладных знаний. В России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвященные отдельным отраслям знаний. Летописцы отмечали наблюдаемые астрономические явления — описывали прохождения комет, солнечные затмения. Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе зимой», расстоянии между небом и землей» и тому подобные. Развивались медицинские знания. Включение новых земель в состав Русского государства способствовало повышению интереса к географическим наукам. Русские торговцы и путешественники, налаживая связи с ближними и дальними странами вносили значительный вклад в развитие географических знаний, оставляя записи о виденных ими странах. Новгородец Стефан уделяет в своих записках большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства и цвет. Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек. Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Он интересно описывает существующие там ремесла, торговлю, благоустройство городов и строительную технику. Одним из выдающихся путешественников второй половины XV века был тверской купец Афанасий Никитин. В 1466 году вместе с другими купцами он отправился в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз он сумел добраться до Индии. Афанасий Никитин оставил интересное яркое описание своего странствия на основе личных наблюдений Индии и Ирана, а на основе расспросов — также Цейлона, Ки­ тая и других стран. В Русском государстве были известны произведе­ ния античных писателей и философов. Автор «Жития» Дмитрия Донского был хорошо знаком с философскими идеями Пифагора и Платона, архиепископ Вассиан Рыло — с идеями Демокрита..

 

26. Крестьянские войны XVII века.

Борьба за престол, голод, ослабление центральной власти, ухудшение ситуации в экономике, интервенция – все это причины народных движений в России в 17 веке. Разоренные крестьяне восстали. В 1606 году началась, под предводительством Болотникова, крестьянская война. В качестве ее причины историки называют попытку Шуйского вернуть все отмененные Лжедмитрием 1 налоги. К крестьянской войне примкнуло и дворянство южных российских уездов под предводительством Ляпунова и Сумбулова. Позже к восстанию присоединилось и население Поволжья и юго-западных областей страны. Кашира и Калуга были взяты. Но, под Москвой Болотникова ждало жестокое поражение. Остатки войска Болотникова отступили к Калуге, а потом к Туле при помощи Терских казаков. На капитуляцию Болотников согласился только после четырехмесячной осады. Одной из основных причин поражения стало отсутствие дисциплины в войске и четкой программы действий.

Народные восстания в 17 веке только подчеркнули углубление кризиса в стране. Следующим заметным восстанием стал Соляной бунт 1648 года. Замена налогом на соль единого налога, принятого раньше, привела к резкому увеличению ее стоимости. Казнили большинство бояр по указанию бунтовщиков, «белые слободы», не платившие налоги, ликвидировались. Подорожание хлеба в Новгороде в 1650 году, так же, привело к народным волнениям, которые были подавлены царскими войсками.

Падение стоимости медных денег (в силу большого количества выпущенных медных монет) вызвало крайнее обнищание беднейших слоев населения Москвы. Это повлекло летом 1662 года бунт, получивший название Медного. В результате медные монеты изъяли из оборота.

В 1666 г. правительство отказалось принять казаков на службу, что повлекло восстание казаков и крестьян. Восставшие были расстреляны стрельцами.

Казак Степан Разин, собрав небольшой отряд, в 1667 году двинулся в поход «за зипунами». Ввернувшись с богатой добычей, он снискал себе славу удачливого атамана. В 1670 году Разин смог захватить власть в Нижнем Поволжье. К быстро растущему войску присоединялись многочисленные отряды татар, чувашей, мордвы, мари. Овладев Астраханью и Царицыным, Разин двинулся вверх по Волге и, 4 сентября 1670 года, осадил Симбирск. На помощь городу 3 октября вышло шестидесятитысячное царское войско. Разин, проиграв сражение, отступил к Дону. Весь район между Доном и Волгой теперь был охвачен восстанием. Только весной 1671 года Степан Разин был схвачен и выдан царю. Историки считают причинами поражения этого восстания слабую дисциплину войска, плохое вооружение, и серьезные противоречия между социальными группами восставших.

1668-1676 гг. проходило Соловецкое восстание, причинами которого были церковные реформы патриарха Никона, жесткость курса церковных преобразований, представление народа о «старой вере» как истинно православной. Восстание привело к дальнейшему противостоянию в стране староверов и официальной церквию

 

27. Реформы Петра I: истоки и последствия.

Причины:

-Промышленность по своей структуре была крепостнической. А по объему продукции явно уступала промышленности западноевропейских стран.

-Русское войско было плохо вооружено и обучено.

-Сложный и неповоротливый государственный аппарат не отвечал потребностям страны.

-В области духовной культуры тоже было отставание. В народные массы просвещение почти не проникало, даже в правящих кругах немало было необразованных и неграмотных людей.

Таким образом, Россия самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, чтобы занять достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы были подготовлены всей предшествующей историей народа, «требовались народом». Данные преобразования при мирном ходе дел могли расточиться на целый ряд поколений. Реформа же Петра была насильственной, но необходимой, внешние опасности государства подталкивали к этому.

Реформы:

- Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества.

-Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

-Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

-Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

-Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

-Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

дворцовые, принадлежавшие лично царю;

посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

-Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

-Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

-Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

-Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

-Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

-Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

-Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории.

России действовало 200 заводов и фабрик.

-Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ:

В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменились место России и её роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные задачи все более отчетливо показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы деятельности крепостничества, образования рынка вольнонаёмной рабочей силы, ограничения ликвидации сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращение её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений. Но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал