Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика «просвещенного абсолютизма» и ее социальная сущность.
Просвещенный абсолютизм-политика, проводимая правителями феодальных государств во второй половине 18 века, в которой сводилась к декларированию соблюдению законов, одинаково для всех подданных, стремление к общему благу, борьбе с пороками. Теоретической основой «просвещенного абсолютизма» были разработаны французскими просветителями Монтескье, Дидро, Вольтер, Руссо. (Суть этой политики: секуляризация церковных земель; созыв уложенной комиссии; создание вольного экономического общества; поощрение в развитии свободного частного предпринимательства, а также науки и культуры.) .Французские просветители М.Ф.Вольтер, Ш.Л.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо сформулировали основные положения просветительской Концепции общественного развития.Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов—мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш.Л.Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было Настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать Эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами Равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий Каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как И в ряде других европейских стран (Пруссии, Швеции, Австрии, Дании, Испании), заключалась в использовании Положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика Не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка.
|