![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Боярская дума.
Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический, совещательный орган. В своей деятельности царь опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В ее составе учреждена " Избранная дума" (" Избранная рада") из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами. И правит, и законодат. Постоянно функционирующий. Боярская дума - круг ближайших советников и сотрудников царя. Долгое время стояла во главе древнерусской адм-ции. Это реликт дружинного управления. Этапы развития: 1. период - 14-15 вв. В этот период дума представляет собой княжеский совет, состоявший из приближенных к царю дружинников. 2. период - 16-17 вв. В этот период дума превращается в гос орган управления страной. Происходит постепенное превращение думы из органа вотчинного управления в гос. Состав: * лица из худородных фамилий: 1) с лужили в основном в качестве думных дворян (несколкько) и думных дьяков (2-3). Они были введены в состав Думы по решению Иоанна Грозного в середине 16 века. 2) секретари и докладчики думы. * лица старых аристократич фамилий - занимали высшие должности в Боярской думе: 1) прежде чем получить боярский чин, необходимо было с детства служить царскому двору (сначала царице, при дворе, а с достижением совершеннолетия - государю). Лишь к концу 17 века чин на Московской службе становится все в большую и большую зависимость не от родовитости кандидата, а его служебных качеств. Именно к 17 веку относятся случаи пожалования боярства людям из среднего служилого слоя (Матвеев или Ордин-Нащокин при царе Алексее Михайловиче). 2) окольничие и дьяки: * давались по “жалованию” царя; * пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, хотя, как уже выше сказано, были и исключения. Число бояр и окольничих не превышало 50 человек. 3) судьи - главы важнейших приказов (дъяки или бояре). 4) присутствовал патриарх, иногда вместе с освященным собором. Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась “сидением” в думе. Они назначались послами к иностр государям, начальниками (“судьями”) важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в наиболее важные города. Органы Боярской Думы: * Первоначально в думе выделяется так называемый ближний круг, наиболее доверенных и близких людей. * С развитием внутриполитич задач, связанных прежде всего с управлением Московским гос-вом, Дума начинает создавать различные вспомогательные органы: Ответная палата, дававшая ответ иностр послам; Золотая Расправная палата, спец орган апелляционного производства; Золота палата, решавшая дела о местничестве. * Наряду с палатами Дума создавала дру вспомогательные органы - комиссии: комиссия, составленная для кодификационной работы над Уложением; комиссия князя В.В. Голицина 1681 года по пересмотру ратного дела. Полномочия: Боярская Дума представляла собой высший орган управления Москвой на время отсутствия царя. Во время отсутствия государя Земской приказ выступал в качестве специального комитета Боярской думы. Заседания Думы проходили регулярно 3 раза в неделю: понедельник, среду и пятницу. Время могли продолжаться, в случае необходимости, целый день. Ключевский отмечает, что с 1669 года был введен следующий порядок заседания и рассмотрения дел: в понедельник разбирались дела из Разряда и Посольского приказа; во вторник - из приказов Большой Казны и Большого Прихода; в среду - из Казанского дворца и Поместного приказа; в четверг - из приказов Большого дворца и Сибирского; в пятницу - из Московского и Владимирского судных приказов. В воскресенье и в праздники дума не заседала. Порядок рассмотрения дел ( строгий порядок рассадки членов на заседании): в большинстве случаев на собраниях думы присутствовал царь, который и председательствовал. Такие собрания назывались “сиденьем царя с боярами о делах”. В его отсутствие заседаниями Думы руководил патриарх или чаще всего первосоветник. возле царя сидели бояре - рассаживались не по занимаемой должности, а по происхождению. Возле бояр сидели окольничие с думными дворянами (как правило стояли, но в некоторых случаях царь разрешал им садиться для обдумывания тех или иных решений). Царя открывал совещание, оглашая вопрос, после чего приглашал бояр высказаться. Инициатором возбуждения вопроса в Думе могли быть: царь, приказы, челобитья от населения. Инициатива приказа оформлялась судейским докладом или докладной выпиской. Дума занималась рассмотрением челобитных. На челобитных от населения, если они получали дальнейшее разрешение, дьяки записывали суть состоявшегося решения и подписывались. После этого челобитья становились грамотами. Решения думы записывались дьяками сразу же после того, как они состоялись. Роль Думы в системе гос органов Моск гос-ва: * роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы - это было основной обязанностью правительства. Решение Думы: 2 правила определения решения: * форма: “и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили...” - просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок зак-ва не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодат постановлений, единолично. Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, - так называемая комнатная дума государя. * форма: “по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили..” -просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы. 2 общих вида актов: * “закреп” - решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. * “помет”- закрепление указа частного свойства - под актом стояла подпись одного думного дьяка. Компетенция Боярской думы: * Законодательная деят-ть Думы. Законодательное значение думы было прямо утверждено царским Судебником 1550 (ст. 98). Дума участвовала в принятии законов вместе с царем, затем в качестве составной части Земского Собора. Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции, то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Это было законодательство Думы посредством прецедентов. * Финансовое управление. Она утверждала налоги. Кроме того, Дума распоряжалась раздачей по докладным челобитьям поместий и вотчин. * Контрольные функции надзора за наместниками, а позже и воеводами. Дума также принимала челобитья от населения на злоупотребления местных властей. * Вопросы внешней политики. Глава Посольского приказа входил в состав Думы, в ней была Ответная Палата, занимавшаяся международными вопросами Московского царства. * Судебные права Думы были определены ее компетенцией. Дума судила от имени царя по следующим вопросам: - о преступлениях высших должностных лиц государства; - нарушения казенного интереса (уклонение от уплаты налогов, утайка пошлин); - бесчестия царской власти; - лжесвидетельства (уголовные преступления); - наказания за поклепный иск, отдачи купленных вотчин, поля, пострижения бездетных вдов (гражданские дела).
|