Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Центральный государственный аппарат Росскийской Империи в XIX в
Наиболее значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персональную ответственность чиновников. Необходимо было более гибкое, оперативное, централизованное исполнительное управление. Александр I предпочел радикальную административную реформу, поддержав проект о создании министерской системы управления. Царский Манифест «Об учреждении министерств» 1802 года положил начало новой форме отраслевых управленческих органов, заменив коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия, коллегии были заменены министерствами. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В соответствии с царским Манифестом 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Новыми по существу были министерство внутренних дел и министерство просвещения. В 1810-х гг. существовало также Министерство полиции. К 1917 году существовало 12 министерств. Также в 1802 для координации деятельности министерств был учрежден Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената. Завершило оформление министерской системы в России издание, подготовленное М.М. Сперанским, «Общего учреждения министерств» (1810) и Положения о Комитете министров (1812). Данные акты являлись регламентами деятельности соответственно любого из министерств и Комитета министров. На основании «Общего учреждения министерств» власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Учреждалась должность «товарища министра» — помощника министра. Совмещены должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената. Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств - императором по представлению министра, низшие - министром. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов. С созданием министерств возникает и орган, координирующий их действия, рассматривающий вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств, ежегодные отчеты министров, дела о награждении и взысканиях чиновников и другие - Комитет министров, его полномочия вырабатывались постепенно и получили законодательное оформление к 1812 году. Центральное управление приобретало на министерской основе характер централизованной и бюрократической ведомственной системы, представленной к середине XIX в. девятью министерствами и тремя главными управлениями, подчиненными непосредственно императору, который координировал их совместные межведомственные усилия через Комитет министров. Министерская система управления: 1.подчеркнула преемственность реформы Александра I по отношению к преобразованиям Петра I; 2. учреждение министерств было вызвано необходимостью приведения всех частей государственного управления в стройную систему; 3. министерства должны были помочь утвердить общее социально-экономическое благосостояние империи; 4. государственными делами отныне должны были управлять только восемь министерств, которые при разделении государственных дел ведали определенной сферой, а все министерства обеспечивали единство управления. Министерской системе присущи такие черты, как: а) четкое функциональное разделение сфер управления; б) конкретность предметов, параметров отраслевого управления; в) единоначалие; г) персональная ответственность, исполнительность; д) линейная вертикаль исполнения, строгая ведомственная подчиненность. Видимо, поэтому министерская система жизнеспособна, сравнительно легко адаптируемая к изменяющимся объективным условиям, потребностям управления, утвердилась в России на длительное время вплоть до XXI века, когда министерства функционируют на уровнях федерального центра, республик, областей и других субъектов Федерации.
|