Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное состояние туризма, его роль в обществе
В XXI в. возрастает роль туризма в развитии мировой экономики. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, внедрение технических достижений и информационных технологий в организацию туриндустрии; во-вторых, применение маркетинговых исследований в развитии туриндустрии. В таблице 1 показана динамика международных туристских прибытий по регионам мира. Наиболее заметный сдвиг в долях въездного туристского рынка отмечается в странах Восточной Азии и стран Тихого океана. По прогнозам рост прибытий в этом регионе увеличится более чем в 2, 5 раза за два десятилетия 2010-2030 гг. и превысит 0, 5 млрд. в 2030 г. Ближний Восток и Африка, как ожидается, более чем удвоят число прибытий в этот период. «Старые» развитые дестинации, сохраняя рост прибытий, в результате столь быстрых темпов роста притягательности новых направлений, значительно утратят рыночные позиции. В результате этих изменений, Восточно-азиатский регион резко увеличит долю в международных прибытиях – до 30% по сравнению 8% в 1980 г. и 22% в 2012 г.; скромнее вырастут доли Ближнего Востока и Африки (на 2%). Потери также концентрируются в одном регионе – Европе, которая теряет около 10% рыночной доли в прибытиях каждые 20 лет. Распределение международных туристских прибытий по регионам представлено в таблице 2 (данные за 2020 г. – прогнозные). За быстрые темпы роста туризм признан экономическим феноменом столетия. В течение второй половины ХХ в. численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли почти в 237 раз5. Традиционно выделяют три основных направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное. Экономическое значение туризма проявляется в том, что туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. В России, с её традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики. Согласно положениям ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» государство признаёт туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и содействует туристской деятельности, создавая благоприятные условия для её развития, определяя и поддерживая приоритетные направления туристской деятельности. Более подробно экономическое значение туризма будет рассмотрено в следующем разделе. Социальное значение туризма проявляется в том, что благодаря путешествиям, смене обстановки, изменении повседневного образа жизни, возможности расширить свой кругозор восстанавливаются силы, трудоспособность как отдельного человека, так и психофизиологические ресурсы всего общества. Туризм является одной из самых трудозатратных отраслей экономики, поэтому развитие туризма способствует уменьшению безработицы. По данным ЮНВТО, каждое пятнадцатое рабочее место в мире приходится на туристскую индустрию6. Мировая практика показывает, что туристский бизнес привлекает дополнительные трудовые ресурсы из других регионов, увеличивая тем самым население данной местности. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в настоящее время в сфере туризма и путешествий с учетом занятых в смежных отраслях работают 8, 7 % всего активного населения (почти 255 млн. рабочих мест). Прогнозируется, что к 2020 г. на туристский сектор придется почти 9, 8%, или 10000 млрд. долл. мирового ВВП; 9, 8 % работающего населения мира; 5, 1% мировых инвестиций7. Ростуризм со ссылкой на Росстат приводит такую статистику: за пять лет (с 2009 по 2013 год) количество сотрудников турфирм в России выросло на 10 тысяч человек. При этом рост количества сотрудников в отрасли отмечается почти во всех федеральных округах. Наименьший прирост за пять лет наблюдается в Дальневосточном федеральном округе: всего 193 человека. Наибольший – в Северо-Западном федеральном округе. За пять лет здесь в туризме стало работать почти на 4 тысячи больше человек8. Как правило, при определении интегрального показателя уровня качества жизни населения региона (страны), среди прочих показателей, анализируются и те, что характеризуют состояние сферы культуры и отдыха. Понятие «отдых» во многом неразрывно связан с туризмом. Туризм, благодаря разнообразию видов, определяет такие показатели качества жизни населения как: здравоохранение (отдых в санаториях, пансионатах, курортах с целью лечения и общего укрепления состояния здоровья); культура (поездки с целью ознакомления с культурой, историей, искусством различных стран); образование (поездки, включающие обучение); экология (экологический туризм)9 Гуманитарное значение туризма проявляется в сочетании отдыха с изучением жизни, истории, культуры, обычаев народов нашей страны и других стран, что расширяет кругозор, духовно обогащает человека. Профессиональное экскурсионное обслуживание детской аудитории помогает формировать эстетические вкусы подрастающего поколения, его отношение к обществу и окружающей природе. Туризм способствует удовлетворению потребностей людей в межличностном общении, что играет также важную роль в развитии дружественных отношений между народами. Общечеловеческую значимость туризма подчёркивают создатели Глобального кодекса этики туризма, принятого на 13-й сессии ЮНВТО (Сантьяго, 1999)10. В методических рекомендациях ООН и ЮНВТО по национальному и региональному планированию туризма выделяются три группы основных причин, побуждающих развивать туризм: 1) причины экономического характера – туризм способствует стабильному экономическому развитию; 2) социальные причины – туризм способствует воспроизводству духовных и физических сил людей, сохранению исторического наследия, развитию и сближению культур, созданию новых рабочих мест, улучшению качества жизни населения; 3) причины экологического характера – туризм способствует сохранению окружающей среды. В зарубежных источниках туризм часто называют «социальным феноменом», т.к. главной социальной целью туризма является увеличение продолжительности и улучшения качества жизни человека. Открытие и познание нового - это одна из естественных склонностей человека.
Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции, как познавательная, социально- коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая. 1. Познавательная функция. В путешествии человек познает окружающий мир как логическими, так и чувственными средствами. При этом логическое познание включает мышление и память, а познание чувственное ощущение, восприятие, представление. 2. Оздоровительная функция. Движение присуще туризму и на первом месте по оздоровительной функции стоят его активные виды, т.е. те, в которых турист передвигается по маршруту благодаря собственным физическим усилиям. Такие усилия практически посильны любому человеку. 3. Социально-коммуникативная функция. Знакомство с районом путешествия это не столько осмотр определенной территории, природных и историко-культурных памятников, сколько знакомство с новыми людьми. 4. Эстетическая и эмоционально-психологическая функции. Под эстетической функцией туризма понимается предоставляемая в туристском путешествии возможность наслаждаться красотой природы, творениями архитекторов, скульпторов, художников. Эстетическая функция тесно связана с функцией эмоционально-психической, т.е. возможностью снятия напряжения и усталости после напряженного труда, приобретения положительных эмоций от встреч с людьми, впечатлений от интересных туристских объектов или преодоления естественных препятствий в спортивном или активном туристском путешествии. 5. Творческая функция. Огромный творческий потенциал туристского путешествия состоит в том, что его участники выходят за рамки стереотипного существования, отвлекаются от бытовых мелочей, сосредоточиваются на решении новых проблем. Анализ статистических данных о поездках российских граждан за рубеж, в целом свидетельствует о достаточной активности российских граждан в туристской сфере (см табл. 3.). На сегодняшний день в системе туризма нашей страны происходят изменения. Во-первых, увеличился туристский потенциал за счёт территории Крыма, который уже долгое время является признанным туристским центром, при этом состояние многих туристских объектов полуострова нуждаются в государственной поддержке и инвестировании. Во-вторых, развитие информационных технологий, необходимость адаптироваться и быстро реагировать на различные рыночные изменения предъявляют повышенные требования к управлению туристскими фирмами, к разработке конкурентоспособной политики, отсутствие гибкости приводит к экономическим просчётам и, в конечно итоге, банкротству. В-третьих, недостаточный контроль со стороны соответствующих государственных органов власти за качеством туристских продуктов приводит к тому, что всё большее количество туристов самостоятельно организуют собственные путешествия. На развитие туризма оказывают влияние как внешние (экзогенные), так и внутренние (эндогенные) факторы. Их влияние может иметь различную значимость для отдельных элементов системы туризма. Внешние факторы – это различные социально-экономические и экологические изменения происходящие во внешней среде, в жизни общества. Среди наиболее значимых можно выделить: 1. природно-географические (природные объекты, их состояние, их уникальность; климат, благоприятствующий путешествиям; географическое положение страны); 2. культурно-исторические (памятники архитектуры и искусства, историческое наследие, их состояние и значимость); 3. экономические (общее экономическое развитие страны; платёжеспособность населения; уровень развития инфраструктуры туризма; колебания валютных курсов; инфляция; структура расходов населения, наличие у него сбережений; уровень цен на продукты сферы туризма и его динамика); 4. социальные, социально-культурные, демографические (наличие свободного времени; урбанизация; половой и возрастной состав населения; уровень образования и профессиональная принадлежность; стереотипы досуга и отдыха; жизненная позиция туристов; семейный статус; национальные культурные особенности и т.п.); 5. политико-правовые (политическая обстановка в мире и в отдельных странах; степень открытости границ для путешествующих; нормативно-правовая база туризма; особенности международного и национального регулирования туризма); 6. адаптация общества к НТП (насколько результаты НТП отражаются на состоянии и развитии материально-технической базы туризма и какова степень лояльности населения к внедрению новых технологий); 7. последствия глобализации (социально-экономические, культурные, экологические). Внутренние факторы – это наиболее значимые процессы, явления и тенденции непосредственно в самой системе туризма. Среди них можно выделить: 1. материально-технические факторы (связаны с развитием средств размещения, транспортных предприятий, предприятий питания, бытового обслуживания и т.д.); 2. информированность потребителей и изменения в их предпочтениях; 3. координация в сфере туризма (взаимодействие между субъектами хозяйственной деятельности в сфере туризма); 4. кадровый состав туристской сферы (наличие и профессиональные качества кадров); 5. уровень развития СМИ (степень участия средств массовой информации в продвижении как туризма в целом, так и отдельных туристских направлений или услуг) 6. сезонные колебания спроса на те или иные туристские услуги (сезонность).
|