Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Туризм как отрасль экономики ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Значение туризма как отрасли экономики проявляется через спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы: - основные; - специфические; - дополнительные. Основные потребности туристов — это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры и т. д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения. Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки, — потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, санаторно-курортном обслуживании. Дополнительные потребности, которые возникают у туристов во время путешествия, удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений. На экономику страны туризм оказывает как прямое, и так и косвенное воздействие. Прямое влияние туризма – результат расходов туристов на покупку услуг и товаров туристского назначения. Туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем или от его имени при подготовке к поездке, в ходе поездки и пребывания в месте посещения. К статьям туристских расходов, в соответствии с рекомендациями ЮНВТО относятся: - комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры — в состав этих услуг, как правило, могут входить транспорт, размещение, питание, экскурсии, посещение театров, музеев и других достопримечательностей. Стоимость тура обычно ниже суммарной стоимости услуг, продаваемых отдельно, Использование данной группы расходов целесообразно в тех случаях, когда разбивка предлагаемых услуг по стоимости вызывает затруднения; - размещение — это оплата услуг по размещению в коллективных или индивидуальных средствах размещения. В тех случаях, когда стоимость питания входит в стоимость размещения, эти затраты включаются в затраты на размещение; - питание и напитки — расходы туристов в ресторанах, кафе, барах. Если основной целью туриста являются развлекательные и другие мероприятия, то понесенные им при этом расходы на питание и напитки относятся к группе затрат, осуществляемых в ходе рекреационных, культурных и спортивных мероприятий; - рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности расходы на посещение музеев, парков, спортивных и культурных мероприятий, услуги гидов. В их стоимость входят приобретение или аренда спортивного оборудования или инвентаря, стоимость обучения отдельным видим деятельности (например, дайвингу, катанию на горных лыжах и т. п.), В данную группу затрат также включается стоимость входных билетов, питания и напитков в барах, ночных клубах, казино и др., если туристы посещают их с развлекательными целями; - транспорт – затраты на проезд туристов от места проживания до места назначения и обратно, транспортные затраты в ходе поездки. В эти затраты включаются стоимость горючего, запчастей, ремонта транспортных средств, расходы, связанные с арендой транспортных средств, платой за стоянку, за проезд по платным дорогам, и различные виды дорожных сборов; - посещение магазинов – расходы на товары, в том числе и беспошлинные, приобретённые до поездки или в ходе её для личного пользования; - прочие расходы – затраты, связанные со страхованием путешествий, обменом валют, оплатой услуг связи, комиссионными сборами за обмен дорожных чеков и т.д. Косвенное влияние туризма вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране (регионе): растут туристские расходы – растут доходы страны (региона) от туризма – растут расходы на улучшение социально-экономических условий проживания в стране (регионе). Существует мнение, согласно которому косвенное воздействие туризма шире и превосходит по эффективности прямое, т.к. развитие туризма стимулирует развитие косвенно связанных с ним отраслей. Согласно информации и прогнозам, произведенным Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTTC), используя методологию, основанную на применении коэффициентов к статистике туризма в 2011, косвенные воздействия туризма особенно высоки в нескольких странах, достигая целых 6% от ВВП (см. табл. 4.).
Косвенный вклад туризма в экономику страны, региона называют «эффект мультипликации» или «мультипликатор». Мультипликативный эффект – это понятие, которое отражает представление о совокупном (прямом и косвенном) воздействии туризма на национальную экономику. Современная наука позволяет создать практический инструмент учета мультипликативного эффекта – мультипликатор туризма, который суть величина коэффициента влияния туризма на смежные отрасли. Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет совокупное влияние туризма на экономику страны (региона), которое проявляется через воздействие туризма на платёжный баланс, занятость населения, региональное развитие. Туризм относится к числу высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь важной частью внешнеэкономической деятельности многих государств. В таблице 5 представлены 10 ведущих стран мира по величине туристских расходов.
На долю туризма приходится 11% мировых потребительских расходов и треть мировой торговли услугами16. Данная сфера вовлекает в финансовый оборот около 4 трлн. долл. США. Для трети стран – участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетообразующих статей. Развитие туристской индустрии во многих странах мира зависит от объемов инвестиций в туризм. Страны мира по объему инвестиций в туризм представлены в таблице 6. На основе представленных в таблице данных можно сделать вывод, что США, Китай, Япония и страны Европейского союза лидируют по объему инвестиций в развитие туриндустрии. Развитие такой отрасли экономики как туризм, имеет как положительные, так и отрицательные последствия (см. таблицу 7).
Как показывает таблица 7, зачастую внешний, благоприятный экономический эффект от туризма в стране, регионе фактически оказывается заметно меньше, а иногда и негативным. Это может быть связано с превышением экологической нагрузки на туристско-рекреационные комплексы, разрушающие природу, оттоком региональных ресурсов, имеющих стратегическое значение, в сферу туризма, что обостряет социально-экономические проблемы региона, и т.д. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. На какие этапы можно поделить историю развития международного туризма? 2. Каким нововведениям современное туристское сообщество обязано Томасу Куку? 3. Охарактеризуйте наиболее успешный этап в развитии массового туризма. 4. Назовите особенности развития отечественного туризма. 5. Каковы современные тенденции развития мирового туризма? 6. Какую роль играет туризм в современном обществе? Ответ аргументируйте. 7. В чём социальное значение туризма? 8. В чём гуманитарное значение туризма? 9. Охарактеризуйте туризм как отрасль экономики. 10. В чём проявляется косвенное развитие туризма? 11. Как туризм влияет на показатели качества жизни населения? 12. Назовите возможные негативные последствия развития туризма. 13. Перечислите факторы, влияющие на состояние и развитие туризма. 14. Охарактеризуйте современное состояние туризма в России.
|