Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чрезвычайные органы власти и управления






Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Отсюда проистекала особенность начального этапа развития советской государственности: в управлении страной важную роль играли чрезвычайные органы власти.

Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.

Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы. Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались.

Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты.

В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались.

Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).

Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др.

С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению. Раздавались голоса в пользу законности, правопорядка, которые давали бы “гарантии личности и имущества граждан ”. XI Всероссийская конференция РКП(б) подчеркнула, что “новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономполитики, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке… компетенция и круг деятельности ВЧК и ее органов должны быть соответственно сужены и сама она реорганизована”.

Создание регулярной Красной армии

23 февраля 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Армия рабочих и крестьян за недолгий период своего существования сделала очень много для России, внесла неоценимый вклад в развитие мира на Земле: воссоединила части России, утраченные буржуазным правительством, отстояла независимость и целостность России в период интервенции 14 государств, разгромила фашизм и уничтожила японский милитаризм. Мощная Советская армия обеспечивала мирное существование на Земле.

Обострение гражданской войны и военная интервенция стали причиной формирования регулярной армии, хотя первоначально предусматривалось лишь создание милиции, т.е. вооружение территориальных отрядов трудящихся. Эта идея лежала в основе декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принятого 15 января 1918 г. Костяк новой армии составили отряды Красной гвардии, сформированной из добровольцев, прошедших всеобщее военное обучение.

29 мая ВЦИК принял постановление о переходе от добровольного принципа комплектования Красной Армии к мобилизации рабочих и беднейших крестьян. V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. принял резолюцию «Об организации Красной Армии», в которой указал на необходимость привлечения на воинскую службу офицеров царской армии под бдительным контролем комиссаров, на посты которых «должны ставиться лишь безупречные революционеры, стойкие борцы за дело пролетариата и деревенской бедноты».

Новые критерии формирования Красной Армии — регулярная, а не «партизанская» армия и использование царских офицеров — встретили упорное сопротивление среди «военных специалистов» большевистской партии.

В марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) окончательно сложилась «военная оппозиция», ядро которой составили бывшие «левые коммунисты». Оппозиция отстаивала партизанские методы борьбы, выборность командиров, выступала против привлечения военных специалистов, политработников и т.д.

Летом—осенью 1918 г. были созданы коллегиальные органы управления армейскими частями — Революционно-военные советы, которым принадлежала вся власть в вооруженных силах страны. Председателем РВС Советской России был назначен

Троцкий. Учреждена была и должность Главкома всеми революционными силами Республики, создан Полевой штаб. Первым Главкомом стал И. Вацетис. Для награждения особо отличившихся в борьбе с белогвардейцами и интервентами был учрежден орден Красного Знамени, первым кавалером которого стал В.К. Блюхер.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем. Деятельность всех партийных, государственных и общественных организаций была подчинена одной задаче — победе над врагом. 30 ноября был образован Совет Рабоче-Кре-стьянской Обороны во главе с Лениным, преобразованный ВЦИК в Совет Труда и Обороны (СТО). Совету предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны.

До конца 1918 г. в Красную Армию было призвано свыше миллиона рядовых, более 128 тыс. бывших унтер-офицеров, около 37 тыс. офицеров и других военных специалистов. Всего же армия насчитывала более 1, 7 млн. человек, а в 1920 г. — 5, 3 млн. бойцов. В ходе боев в Красной Армии появились свои талантливые командиры самого разного происхождения и различных национальностей.

Талантливых и храбрых командиров поддерживали трудящиеся массы, особенно крестьяне, которые из двух зол выбирали меньшее, т.е. мирились с тяготами продовольственной разверстки большевистского правительства и бились за предоставленную им землю.

Состояние тыла противоборствующих сторон

Состояние тыла во многом определяет обстановку на фронте. Характеризуя тыл воюющих сторон, необходимо иметь в виду два аспекта:

1) монолитность тыла, или наличие противоборствующих сил в тылу;

2) экономический потенциал обеспечения фронта.

В период гражданской войны и военной интервенции тыл красных в основном был един и крепок даже несмотря на различные контрреволюционные заговоры и отдельные вооруженные выступления. Особый размах приняло восстание донских казаков в северной части Донской области в марте 1919 г. Мятеж казачества явился ответом на репрессивные меры, принятые 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) во главе с секретарем ЦК, председателем ВЦИК Я. Свердловым, изложенные в циркулярном письме партийным работникам о проведении массового террора среди казачества. Станицы переименовывались в села, казакам запрещалось носить лампасы, из обращения изгонялось само слово «казак».

Мятежные выступления в основном являлись реакцией на диктаторские действия советско-большевистского руководства, которые, в свою очередь, усугублялись обострением в гражданской войне.

Так, введение рабочего контроля на предприятиях породило саботаж предпринимателей, что ускорило национализацию промышленности, привело к «красногвардейской атаке» на капитал. Система чрезвычайных мер в экономике страны, обусловленных гражданской войной и интервенцией, получила в 1921 г. название политики «военного коммунизма». Складывалась она постепенно, включая в себя концентрацию всего промышленного производства в руках Совнаркома, строгую централизацию управления (главкизм), натурализацию и уравнительное распределение за обязательный труд продуктов питания и предметов ширпотреба, бесплатные коммунальные услуги и транспорт. Деньги были обесценены до крайности, т.е. денежное обращение фактически заморожено, хотя деньги выпускали миллионными купюрами различные правительства, города и даже отдельные промышленные предприятия.

Стержнем продовольственной политики являлась введенная 11 февраля 1919 г. продразверстка, по которой крестьяне были обязаны сдавать излишки хлеба, хотя на практике у них изымался даже и семенной запас.

Термин «военный коммунизм» носил условный и образный характер, под ним подразумевался ряд мер в экономической политике Советской России в 1918—1920 гг., лишь по форме напоминающих коммунистические начала. Методы «военного коммунизма» в экономике и управлении содействовали решению задач мобилизации необходимых материальных и людских ресурсов для разгрома врага. Крестьяне вынуждены были мириться с мерами «военного коммунизма», так как белогвардейцы забирали не только хлеб, но и землю.

Даже голодной весной 1919 г. Ленин защищал декрет, согласно которому «никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйстве собственных животных, птиц и огороды...» Поскольку, «если снова заводить отдельные огороды... то, пожалуй, все вернется к мелкому хозяйству, как было до сих пор». Значительно сложнее было в тылу у белых, которых не поддерживала основная масса населения, что вынуждало их проводить еще более жесткую карательную конфискационную политику. К тому же и в самом лагере белого движения не было единства и ясности в будущем государственном строе России. В то же время белогвардейские армии были вооружены странами Антанты, пополняли материальные ресурсы- не только за счет долгов западных союзников, но и своими собственными денежными знаками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал