![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность прокурорского надзора и его задачи.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Вопросы к экзамену Прокурорский надзор – это урегулированная нормами права деятельность генерального прокурора и подчинённых ему прокуроров по осуществлению от имени гос-ва точного и единообразного исполнения законов, указов, декретов и иных нпа поднадзорными субъектами. Органы прокуратуры занимают особое место в гос. системе РБ. Это специфическое положение прокуратуры в системе гос. устройства, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное ф-ние, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры. Сущность прокурорского надзора заключается в том, что следует иметь в виду, что термин «прокурорский надзор» следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельную отрасль юридической науки; в) учебную дисциплину. Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции, Законе «О прокуратуре», иных нпа, а также в приказах и указаниях Ген. прокурора. Основной задачей, стоящей перед прокуратурой является осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории РБ законов. Эта задача сформулирована в Законе, охватывает всю деятельность прокуратуры по отраслям надзора и основным направлением деятельности прокуратуры. 2. Субъекты и объекты прокурорского надзора. Соотношение понятий «компетенция прокурора» и «полномочия прокурора». Объекты прокурорского надзора(является точное и единообразное исполнение нпа): 1. поднадзорный прокурору объект (это органы гос. и хоз. управления, где прокуроры исполняются проверки исполнения законов); 2. пределы прокурорского объекта (деятельность, которая ограничивается лишь пределами надзора за исполнением законов); 3. предмет прокурорского объекта (акты, издаваемые поднадзорными субъектами). Субъектами прокурорского надзора являются участники прокурорско-надзорных отношений. Прокурор, осуществляющий надзор, а также должностное лицо, исполнение закона котором проверяется прокурором. Полномочия - 3. Правовые средства прокурорского надзора: понятие, классификация по форме и по характеру, и по цели. Правовые средства прокурорского надзора — это закрепленные в законодательстве правовые акты и действия прокурора, с помощью которых реализуются его полномочия. Классификация правовых средств по цели: 1) выявления нарушения законов. иных НПА, причин, их порождающих, и условий, им способствующих; 2) устранение нарушений законов, иных НПА и обстоятельств им способствующим; 3) привлечение к ответственности нарушителей законов, иных нпа; 4) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного правонарушением; 5) предупреждение нарушения законов, иных НПА. По характеру: а) обязывающие; б) приостанавливающие в) распорядительные. По форме правовые средства делятся на предусмотренные законодательством действия и акты. Все действия прокурора в уг. и гражд. судопроизводстве имеют процессуальную форму – гос обвинитель, предъявление и поддержание гражд. иска, заявления, заключения, ходатайства. При осуществлении надзора за за соблюдением законов в местах предварительного заключения и отбывания наказания или иных мер принудит. хар-ра, назначаемых судом, прокурором используются как не требующие письменного оформления действия, так и спец. правовые акты (док-ты). 4. Предмет и система курса «Прокурорский надзор». Правовые источники курса «Прокурорский надзор». Предмет прокурорского надзора составляют общ-ные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор и субъектами других общ-ных отношений, вовлечёнными в эту деятельность. Система прокурорского надзора делится на две части: общую и особенную. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры являются: - Конституция Республики Беларусь; - Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь»; - Постановление Верховного Совета «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь»; - ГПК, ХПК, УПК, ПИКоАП, КоБС, ИК; - Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие законы, регламентирующие деятельность прокуратуры; - указы Президента Республики Беларусь; - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, другие международно-правовые акты; - приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора Республики Беларусь; - другие нормативные акты. 5. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры. Принципы прокурорского надзора – это общие руководящие начала, определяющие существенные стороны организации и осуществления прокурорского надзора. Принципы организации и деятельности прокуратуры – это основополагающие начала, определяющие наиболее существенные признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Система принципов организации и деятельности прокуратуры вытекает из определения органов прокуратуры, данного в ст. 4 закона. А это значит, что система состоит из следующих принципов: 1. принцип единства и централизации органов прокуратуры; 2. принцип законности. Осуществление полномочий в соответствии с конституцией. 3. принцип независимости в деятельности прокуратуры 4. принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами 5. принцип гласности в деятельности прокуратуры.
|