![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое регулирование таможенной политики
В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России. Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Как говорилось выше, федеральная таможенная служба находится под контролем Правительства РФ, то следует, что руководитель этого органа исполнительной власти назначается Правительством РФ, а также освобождает его от этой должности. Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности. Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Заместители руководителя Федеральной таможенной службы назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной таможенной службы. Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений. Совместно с федеральными органами исполнительной власти под руководством Минпромторга России осуществлялась работа по внесению изменений и дополнений в Единый перечень товаров, к которым государствами – членами Таможенного союза в торговле с третьими странами применяются запреты и ограничения, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19, В рамках проведения работы по устранению избыточного администрирования запретов и ограничений во взаимной торговле государств – членов Таможенного союза ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, полномочия которых установлены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1567-р «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами», подготовлены положения, касающиеся контроля (надзора) на территории Таможенного союза товаров, подпадающих под запреты и ограничения во взаимной торговле государств – членов Таможенного союза (опасных отходов, ядовитых, психотропных веществ, наркотических средств, драгоценных металлов, драгоценных камней, алкогольной продукции, лекарственных средств, культурных ценностей, дикой флоры и фауны, предметов коллекционирования, специальных технических средств, озоноразрушающих веществ и др.). Таможенные органы при контроле правильности классификации товара при его декларировании в определенных позициях ТН ВЭД ТС, имеющих отсылку к примечанию к ТН ВЭД ТС, контролируют наличие у декларанта подтверждения, указанного в примечании к ТН ВЭД ТС и выдаваемого федеральным органом, определенным в примечании к ТН ВЭД ТС. При обеспечении соблюдения запретов и ограничений таможенные органы контролируют наличие 34 различных разрешительных документов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему государственного контроля за определенными категориями товаров: Минпромторгом России, МВД России, Минздравсоцразвития России, Минкомсвязи России, ФСБ России, ФСКН России, Росздравнадзором, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Росрыболовством и др. Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение. Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом " О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 4) относятся: 1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации. 2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. 3. Единство политики экспортного контроля. 4. Единство таможенной территории Российской Федерации. 5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. 7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. 8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следует отметить, что важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями является механизм таможенного регулирования. Являясь по своей природе средством регулирования товарных потоков, указанный механизм также представляет собой действенный инструмент инвестиционной и валютной политики. Рациональное использование данного института позволяет обеспечить существенные преимущества и выгоды отраслям отечественной экономики. Вместе с тем необходимо учитывать, что с увеличением объема внешнеторгового оборота, а также развитием иных видов внешнеэкономических связей неизбежен рост правонарушений в данной сфере, в связи с объективным стремлением заинтересованных лиц уклониться от прохождения таможенных и иных административных процедур и тем самым " облегчить таможенное бремя". Следовательно, эффективность функционирования механизма таможенного регулирования предопределяется во многом результативностью правоприменительной и контрольной деятельности органов государственной власти, осуществляющих непосредственную реализацию механизма таможенного регулирования.
|