Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав и структура налоговых органов.
Структура налоговых органов с момента становления (Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») меняется в процессе их развития и реформирования. Необходимость реформы связана как с изменениями в экономике страны, так и с поиском новых эффективных форм и методов налогового контроля. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. От 24 марта 2010 г.) определены: · основные функции и полномочия ФНС России, находящейся в ведении Минфина России; · ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства. Управление налогообложением в РФ представляет собой систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, республиканского, областного, краевого и районного уровня. Минфин России и входящая в его состав ФНС России – центральный орган управления в системе налогообложения (первый – высший уровень системы). Налоговые инспекции субъектов РФ – второй уровень системы. Налоговые инспекции городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения – третий уровень системы. Третий уровень является основным в налоговой системе, поскольку именно работники данного звена обеспечивают практический сбор налогов в бюджет государства и во внебюджетные фонды. В структуру налоговых органов РФ входит: - 85 управлений ФНС России по субъектам федерации (по количеству регионов); - 10 межрегиональных инспекций; - 1 межрегиональная инспекция по центральной обработке данных (г. Москва); - 7 инспекций по крупнейшим налогоплательщикам (6 – в Москве, 1 – в Санкт-Петербурге). Эффективное действие системы налогового контроля предполагает взаимодействие налоговых органов с государственными органами, которые участвуют в налоговых отношениях. Система налоговых органов и взаимосвязи участников налоговых отношений в Российской Федерации
На Минфин России (в части налоговой и таможенной деятельности) возложена координация и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, а также контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Налоговые органы играют ключевую роль в налоговых отношениях и, в частности, в налоговом контроле. В соответствии со ст.30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей. В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля: · соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах; · правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; · правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ); · производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; · соблюдения валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. Таможенные органы пользуются правами, несут обязанность и ответственность налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых выездных проверках (гл. 6 НК РФ). При выявлении нарушений в размерах, превышающих установленные критерии, они возбуждают уголовные дела по налоговым правонарушениям в соответствии с положениями УК РФ. НК РФ определены организации и должностные лица, которые обязаны в налоговые органы информацию, которая необходима для проведения мероприятий эффективного налогового контроля. Статьями 85 и 86 НК РФ определены группы учреждений, организаций и должностных лиц, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Такие сведения обязаны сообщать: - органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями; - адвокатские палаты субъектов РФ; - органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств; - органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой (они обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения); - органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами (обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование); - органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц (обязаны сообщать об аккредитации или лишении аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц); - банки (обязаны сообщать об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей). Основную нагрузку по реализации законодательства РФ о налогах и сборах несут городские и районные инспекции ФНС России. Рассмотрим примерную структуру и основные направления деятельности городской налоговой инспекции. Возглавляет налоговую структуру по городу начальник инспекции. Ему непосредственно подчиняются: отдел кадрового обеспечения и безопасности, отдел финансового обеспечения, отдел общего хозяйственного обеспечения и заместители начальника инспекции, которые непосредственно руководят группами профильных отделов, в числе которых: 1) отдел регистрации и учета налогоплательщиков (учет организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в качестве налогоплательщиков, присвоение каждому налогоплательщику идентификационного номера – ИНН); 2) отдел ввода и обработки данных (обработка в электронном виде налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, занесение данных в лицевые счета по каждому виду налога в отношении каждого налогоплательщика); 3) отдел работы с налогоплательщиками (предоставление налогоплательщикам бесплатной информации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов); 4) отдел учета, отчетности и анализа (сбор информации и ее обработка, составление соответствующих форм отчетности, предоставление ее в вышестоящие структуры налоговой службы); 5) отдел камеральных проверок (проведение камеральной налоговой проверки обработанной отчетности (деклараций) и документов, представленных налогоплательщиками, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов); 6) отдел выездных проверок (проведение проверок по месту нахождения налогоплательщика путем сличения данных первичных документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность, регистров бухгалтерского учета и данных, отраженных в налоговых декларациях, представленных в налоговые органы); 7) отдел урегулирования задолженности (занимается вопросами взыскания недоимки, готовит документы, связанные с банкротством организаций); 8) отдел налогового аудита (рассматривает вопросы по качеству налоговых проверок, систематизирует типичные вопросы налогообложения, рассматривает разногласия налогоплательщиков по актам проверок); 9) юридический отдел (осуществляет защиту интересов государства в области налогообложения в арбитражных судах); 10) отдел информационных технологий (осуществляет работу по обеспечению бесперебойной работы компьютерных программ и вычислительной техники). Структура районных налоговых инспекций в основном аналогична рассмотренной структуре городской инспекции, при этом штат и количество отделов инспекций может быть различным в зависимости от количества налогоплательщиков и объема налоговой информации.
|