![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шлнры шылыныры носы, ура. Осы. Умна раша наша. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
учащиеся знакомятся с длительным глухим звуком [ш], с сонорными [л], [н], [р], с гласным [ы]; учатся читать и писать соответствующие буквы; продолжают работать с прямыми двубуквенными слогами (ла, на); знакомятся с закрытым трехбуквенным слогом (нос); учатся читать слова, состоящие из гласной и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закрытого слога (сын), и короткие предложения. Работа по фонетическому анализу слогов и слов остается такой же, как и на первом этапе. Чтение слоговых структур типа мал, нос не вызывает у детей особых затруднений, если они освоили принцип слияния. Слова подобного рода читаются с наращиванием последнего согласного. Учитель показывает этот прием чтения, предлагая школьникам прочитать сначала прямой слог, а затем добавить к нему согласную и прочитать получившееся слово, далее соотнести его с картинкой. Самого серьезного внимания на этом этапе заслуживает дифференциация сходных звуков (м — н, с — ш, р — л, а — о, с — х, л — м) и букв. Упражнения на звуковую дифференциацию включают в артикуляционную гимнастику, проводят в виде игр: отгадай, что получилось (одна буква заменяется на другую: Маша — наша, сом — сон); кто быстрее (дети отгадывают предметы на закрытых картинках, названия которых начинаются с оппозиционных слогов) и др. Тщательной отработки требуют слова и предложения, которые будут затем читаться в букваре. Чтение букварной страницы для умственно отсталых детей представляется делом нелегким из-за обилия слов и их одновременного возникновения перед глазами, однотипности шрифта, его небольшого размера и др. Подготовка заключается в отработке техники чтения и умения понимать значения прочитанных слов и предложений. Для закрепления навыков, приобретенных на втором этапе, рекомендуются следующие задания: •Быстро назвать изученные буквы. •Подобрать к произносимым звукам соответствующие буквы. •Соотнести печатный и рукописный варианты букв. •Правильно произнести сходные звуки [с] — [ш], [р] — [л], [м] — [и] и слоги с ними. • Сравнить слоги, составленные из одинаковых букв, определить их сходство и различие (он, но). •Подобрать примеры, в которых изучаемый звук находится в начале, в середине или в конце слова. • Прочитать слоги с одинаковыми гласными или согласными буквами (ма, ша, ла; са, со, су). •Дополнить, ориентируясь на картинку, недостающий слог до слова. •Сложить слова из слоговых карточек. •Отгадать второй слог, подобрать слова, в которых тоже есть этот слог. •Прочитать слова по букварю, короткие предложения и подписи к картинкам. Найти на картинке изображение того, о чем прочитано, ответить коротко на вопрос учителя по прочитанному. •Выложить условно-графическую схему слова, предложения. •Сложить прочитанные слоги, слова и предложения из букв разрезной азбуки, списать их с доски, с букваря. КаПоТ ЗеВаЖ БиГуД ИЙЬ На третьем этапе обучения грамоте школьники изучают глухие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие согласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [й], мягкий знак. На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозначения — буквами и, ь. Из слоговых структур изучаются прямой слог с мягкими согласными (пи), закрытый слог с твердыми и мягкими согласными, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь). Основные трудности этого этапа состоят в выработке у школьников умения читать слоги с мгновенными согласными и с мягкими согласными, правильно произносить слоги со звуками [к], [п], [т], сходными по артикуляции со звуками [г], [б], [д], которые также вводятся на данном этапе. Учитель пользуется приемами, которые в какой-то мере снижают возникающие трудности. В частности, широко применяются чтение слогов по подобию (ха — ка, ма — ба, ла — да), чтение с подготовкой артикуляционного аппарата для слитного произнесения слога с мгновенными согласными (а — ба — ба), чтение по следам анализа (папа, па — па), проводятся различные упражнения на дифференциацию сходных согласных. Не менее сложен для детей и переход к чтению слогов с мягкими согласными. Сначала вводятся слоги, в которых мягкость обозначена буквой и, а затем слоги, в которых мягкость обозначена ь. ü Буква и усваивается первоначально в предложении, где она выступает в роли союза и обозначает соответствующий звук (Маша и Ната гуляют). ü Далее школьники читают слова, где звук [и] образует слог (И-ра, мо-u) или входит составной частью в обратный слог (Ин-на). ü Только после упражнений в изолированном восприятии буквы и соотнесения ее с соответствующим звуком первоклассники приступают к чтению слов, в которых эта буква обозначает мягкость согласных. Основным приемом, облегчающим усвоение данной роли буквы и, является сравнение: — Эту девочку (показ соответствующей картинки) зовут Маша, а этого мальчика (идентичные средства наглядности) — Миша. На карточках написаны имена детей. — Прочитаем и разберемся, где имя девочки, а где мальчика. Подпишем наши картинки. ü Позднее учащиеся читают слова с оппозиционными согласными (мышка — мишка) и соотносят их с предметами или их изображениями. ü При переходе к знакомству с буквой ъ школьники сначала прочитывают слова, в которых мягкость согласного обозначена буквой и (кони), ищут картинку, для которой можно использовать прочитанное слово как подпись под ней. Затем учитель показывает изображение одного животного, дети называют его. Учитель показывает карточку со словом, прочитывает его, обращает внимание детей на последнюю букву и произношение предшествующей согласной. Школьники читают слова. Таким же образом прочитываются слова гуси — гусь, караси — карась: сначала на отдельных карточках с подстановкой их к картинкам, а затем и в букваре. Закрепление умений, формируемых на этом этапе, происходит в процессе следующих упражнений: •Быстрое узнавание и называние указанных букв. Дифференциация сходных печатных и рукописных букв (т — г, ж — к — х; д — б, д — з, п — Соотнесение звука и буквы, их печатного и рукописного вариантов. • Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звуками: звонкими и глухими (да — та, дам — там); шипящими и свистящими (жо — зо, кожа — коза); мягкими и твердыми (мила — мыло, жар — жарь); гласным [и] и согласным [й] (мои — мой). •Постоянное повторение слоговых структур, их запоминание для узнавания «в лицо». • Сравнение слогов и слов, отличающихся одной буквой или их количеством (был — бил, рыба — рыбак). •Более самостоятельное составление условно-графических схем слов (с цветовым изображением гласных и согласных звуков) и предложений. •Подбор слов и предложений к условно-графическим схемам. •Чтение трехсложных слов и слов, состоящих из новых слоговых структур: хо-ди-ла са-дик по-пу-гай ва-ри-ла ку-бик хо-ро-ший 10. Письмо слов и предложений под диктовку после предварительного устного разбора или послогового проговаривания. Так же как и на предыдущих этапах, большое место в процессе закрепления занимают игры и игровые приемы: узнай букву по ее элементам (овал и петля внизу); отгадай букву: эта буква широка и похожа на жука; назови сам элементы буквы и предложи угадать товарищам; отгадай спрятанный предмет по первому (последнему) слогу его названия; кто больше составит слов по слоговой таблице; поиграем в домино со слогами на фишках и др. ЕЯЮЁ ЦЧЩФЭ На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва). Большие затруднения на этом этапе умственно отсталые дети испытывают прежде всего при освоении слогов со стечением согласных и с йотированными гласными. Для того, чтобы облегчить детям задачу образования слогов со стечением согласных, рекомендуется использовать приемы наращивания согласных (ра — бра — брат), различного деления слов на слоги (рос-ли, ро-сли), изменения формы слов (лис-ты, лист). Усвоение слогов с гласными [я], [ю], [е], [ё] начинается со слов, где они стоят в начале. Далее вводятся слова, где эти гласные стоят в конце и образуют слог (Ю-ля, по-ю). Затем читаются слоги, где йотированные гласные обозначают мягкость согласного (Коля, ко-лю). При этом постепенно наращиваются синтагматические связи (Лю-ба, люк, клюк-ва). Поскольку умственно отсталым школьникам не объясняют двойную роль йотированных букв, чтение их в любой позиции отрабатывается практически. В качестве помощи сразу вводят прием сравнения. Гласные неоднократно прочитываются в «Городке букв» изолированно («вдоль улицы»), попарно (а, у; я, ю; а — я, у — ю); сравниваются слоговые структуры (лу — лю), слова с оппозиционными согласными (лук — люк). К предыдущим заданиям на закрепление изученного материала добавляются задания, которые требуют от детей записи под диктовку коротких предложений. На третьем и четвертом этапах возрастает количество слов и предложений, предлагаемых для чтения. Уровень владения навыками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным. Поэтому приходится индивидуализировать процесс чтения, используя не только текст букваря, но и карточки с более легким и более сложным текстом, карточки со слогами и словами, специально составленные учителем книжки-малышки с картинками и различными по сложности текстами, по возможности чаще прибегать к игровым приемам.
|