Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические подходы к оценке рисков при реализации процедур контроля и внутреннего аудита страховых взносов
Методы внутреннего контроля должны быть эффективны и продуктивны, которые состоят из различных процедур, позволяющих достичь поставленных целей. Проведение аудиторских процедур - это сбор доказательств дл формулирования выводов, которые становятся основой аудиторского заключения об эффективности контроля, выраженного в аудиторском отчете. Процедуры документального оформления внутреннего контроля можно разделить на следующие этапы: ü Планирование ü проведение проверки контроля; ü Оформление результатов контроля. Планирование - является начальной стадией и важнейшим этапом проведения контроля, осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности. При планировании указывается объем работы, графики и сроки проведения контроля. разрабатывается план и программа проверки. Процедуру планирования внутреннего контроля можно разделить на составление общего плана и разработку программы проверки. При разработке общего плана проверки расчетов по социальному страхованию аудитор определяет аудиторский риск и уровень существенности, который позволяет считать бухгалтерскую отчетность в организации достоверной. Аудиторский риск - это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Под понятием " риск" применительно к внутреннему контролю в учреждении относится риск выражения ошибочного мнения контролера в акте или справке по результатам проверки. Риски внутреннего аудитора могут быть: - внутренний риск; - риск средств контроля; - риск необнаружения ошибок и искажений бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности. Общий план аудиторской проверки по расчетам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составленный внутренним аудитором, назначенным приказом директора организации МБУ ДО СДШИ " Балтика", представлен в табл. 3.1. Наименование объекта внутреннего аудита: МБУ ДО СДШИ " Балтика" Цель: формирование вывода о правильности формирования обязательств по расчетам с внебюджетными фондами. Период аудита с 21.09.2015 по 04.10.2015 Проверяемый период с 01.01.2015 по 30.09.2015 Таблица 3.1 План проверки по расчетам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
На основании общего плана проверки, которая определяет характер и объем выполнения работы внутреннего аудитора, составляется программа проверки расчетов страховых взносов с государственными внебюджетными фондами, указанная в таблице 3.2, в котором указывается перечень вопросов, подлежащих проверке. По разработанному плану и программы аудитор приступает к проверке учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, на основании которых выражает свое мнение о правильности формирования обязательств по расчетам с внебюджетными фондами и достоверности бухгалтерской отчетности.
Таблица 3.2 Программа проверки по расчетам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Для того, чтобы успешно выполнить поставленные задачи при проверке исчисления и начисления страховых взносов в фонды, внутренний аудитор использует следующие методы и приемы аудиторских доказательств: проверка арифметических расчетов (пересчет) - используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм исчисленных и начисленных страховых взносов и точности отражения их в бухгалтерских записях; проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций, подтверждение - позволяет аудитору осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по страховым взносам; подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов с внебюджетными фондами; проверка документов, прослеживание - позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа (выбираются определенные записи в бухгалтерском учете и прослеживается отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции); прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге (особое внимание обращается на нетиповые корреспонденции счетов). В ходе аудиторской проверки проводится аудит правильности и своевременности составления и сдачи форм отчетности по страховым взносам. Для этого проводится арифметическая проверка отчетности и сопоставление с данными бухгалтерского учета. Дальше проводится анализ своевременности предоставления отчетности в соответствии с законодательством. К формам бухгалтерской отчетности с внебюджетными фондами по проверяемым расчетам относятся следующие документы: бухгалтерский баланс (форма 05003130); в ПФ݅ Р - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме РСВ-1; в ФСС - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС, по форме 4-ФСС. Одним из мероприятий внутреннего контроля является проведение в учреждении инвентаризации имущества и расчетов. Инвентаризация является одним из элементов внутреннего контроля. Это один из методов бухгалтерского учета. Благодаря инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, производится сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверяется полнота отражения в учете расчетов, обязательств. При проведение инвентаризации расчетов с внебюджетными фондами выявляется наличие актов сверки расчетов с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальным фондами обязательного медицинского страхования. Основным документом, которым руководствуются плательщики страховых взносов, является Федеральный закон № 212-ФЗ. [6݅ ] В ходе инвентаризации необходимо проверить индивидуальные карточки, в которых ведется учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. В ходе проверки, аудитору, необходимо проверить облагаемую базу для исчисления страховых взносов, которая определяется отдельно для каждого фонда, проверка производится за 3 квартал 2015г.. (таблица 3.3). Данные расчеты за 3 квартал 2015г. проверяются с данными, отраженными по к-ту счета 109 00 " Расчеты по оплате труда" в журнале № 6 и Главной книге (таблица 3.4) В 2015г. база для исчисления страховых взносов ограничена предельной величиной: предельная величина для взносов в ПФР равна 711 000руб.; предельная величина для взносов в ФСС РФ равна 670 000руб.: предельная величина для медицинских взносов отменена, т.е уплачивать надо со всей суммы заработной платы
Таблица 3.3 Ед.изм.: руб. Рабочая таблица аудитора по проверке базы для исчисления страховых взносов за 3 квартал 2015г. в МБУ ДО СДШИ " Балтика"
Для ПФ за 3 квартал 2015г. база определена в размере 3 802 267 руб. 20копеек. не превышающую предельную величину и в размере 11 253 руб.25 коп. превышающих предельную величину. Облагаемая база для исчисления страховых взносов в ФСС РФ за 3 квартал 2015г. определена в размере 3 638 202 руб. 20копеек. не превышающую предельную величину и в размере 93 253 руб.25 коп. превышающих предельную величину. В облагаемую базу не вошли суммы: для ПФР и ФСС РФ: -материальная помощь в размере 4000 рублей. Материальная помощь согласно ст.9 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ не облагается страховыми взносами в пределах 4000рублей. - пособие по уходу за ребёнком до 3 лет с сумме 861, 67 (в организации, в отпуске по уходу за ребенком находится 6 работниц, которым положено пособие по уходу за ребенком до 3 лет, на основании постановления Правительства РФ от 03.11.1994г. №1206 «об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан», у одной работницы такая выплата закончилась в сентябре месяце) -пособие по временной нетрудоспособности в сумме 300071 руб. 09 коп. -пособие по уходу за ребёнком до 1.5 лет 60473 руб.05 коп. -компенсация при увольнении 98 106 рублей (сумма не облагаемая в размере трехкратного месячного заработка) Для ФСС РФ дополнительно не вошли суммы: -выплата по гражданско-правовому договору в размере 5747 рублей По данной таблице аудитор сделал вывод, что начисленная база для обложения страховыми взносами в фонды, за 3 квартал 2015г в МБУ ДО СДШИ " Балтика", определена правильно.
Таблица 3.4 Рабочая таблица аудитора сверки отражения в бухгалтерской отчетности начисленной базой за 3 квартал 2015г.
Из данной таблицы видно, что расхождений отраженных по к-ту счета 109 00, в журнале-ордере №6 и Главной книге нет. Уплата страховых взносов осуществляется по отдельным расчетным документам, направляемым в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС (ч.8 ст.15 Федерального закона № 212-ФЗ) [6]. Следовательно, при инвентаризации расчетов по страховым взносам следует проверить платежные поручения. Кроме этого, в ходе проверки, следует проверить информацию по счету 303 00 " Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Аналитический учет по счету 303 00 ведется отдельно по каждому виду страховых взносов, для этого к счету открываются субсчета: 303 02 расчеты с ФСС РФ по взносам на социальное страхование; 303 06 расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; 303 07 расчеты с ФФОМС; 303 10 расчеты с ПФ РФ по страховой части трудовой пенсии. При проверки полноты и своевременности уплаты страховых взносов проверяются расчетные документы по оплате взносов по каждому фонду. Анализируются даты и сроки оплаты на их соответствие срокам, установленным в Федеральном законе № 212-ФЗ [6]. Проверка осуществляется с помощью инспектирования записей по счету 303 00 в разрезе аналитики счета, а также выписок с лицевого счета и платежных поручений на перечисление страховых взносов и прочих платежей по социальному страхованию. Результаты отражаются в специальном документе (таблица 2.5). Насколько правильно начислены авансовые платежи во внебюджетные фонды, проверка проводится основываясь на тарифах, которые указаны в статье 58.2.Закона № 212-ФЗ [6]. При проверке полностью или выборочно пересчитывается сумма авансовых платежей. Результаты проверки представлены в таблице 3.5 Таблица 3.5 Проверка правильности исчисленных страховых взносов по данным МБ݅ У ДО СД݅ ШИ «Балтика» за 3 квартал 2015г.
После этого происходит сравнение суммы авансовых платежей и соответствующих расчетных документов на то, чтобы перечислить сумму налога во внебюджетные фонды. Они должны быть также на сумму, которая указана в сводной карточке по налогу. Для того, чтобы проверить насколько своевременно уплачивается взносы необходима проверка даты платежных поручений на перечисление сумм взносов во внебюджетные фонды и даты, которую предусматривает банк для того, чтобы получить денежные средства на выплату заработной платы и сроков, которые предусмотрены статьей 24 Закона № 167-ФЗ (не позднее 15 числа) [1݅ 0]݅. Контроль проводится по перечислениям в разрезе каждого фонда. Рассмотрим контроль платежей в Фонд социального страхования в таблице 3.6 Таблица 3.6 Контроль платежей по страховым взносам Фонд социального страхования
При проверке проверяются платежные документы по оплате взносов по каждому фонду. Анализируются даты и сроки оплаты на их соответствие срокам, установленным в ФЗ №212-ФЗ. [6] Из данной таблицы аудитор сделал вывод, что взносы перечисляются в полном объеме и в установленные сроки. Сумма 76725, 09, за сентябрь перечислена 07.10.2015г. платежным поручением 101. Далее аудитор проверяет отчетность по страховым взносам в организации. Отчет по форме 4-ФСС РФ " Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" предоставлен 20.10.2015г. (до 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, для отчетности сдаваемой в электронном виде). Форма 4-ФСС заполнена верно, нарушений выявлено не было. Отчет по форме РСВ-1 в ПФР " Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам предоставлен 20.10.2015г. (до 20 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. для отчетности сдаваемой в электронном виде). Данные в РСВ-1 организации МБУ ДО СДШИ " Балтика" за 3 квартал 2015г. отражены достоверно, выявленных нарушений не обнаружено. В МБУ ДО СДШИ " Балтика" расчеты в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд РФ, были предоставлены своевременно. Далее аудитор сверяет тождество данных по оборотам аналитического учета с остатками по синтетическому счету 303 00. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Таблица 3.7 Проверка правильности отражения в учете обязательств по страховым взносам в фонды по счету 303.00
݅ Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 303 00. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны. Данные проверки указаны в таблице 3.7 По данной таблице видно, что показатели по счету 303.00 соответствуют показателям Главной книги и бухгалтерского баланса. Остатки по счетам расчетов с внебюджетными фондами отражены правильно в отчетности с внебюджетными фондами. На основании проведенной проверки отчислений во внебюджетные фонды можно сделать однозначный вывод о верности исчисления суммы авансовых платежей, об правильном определении облагаемой суммы для исчисления страховых взносов, о своевременности уплаты платежей и предоставления отчетности в фонды за 9 месяцев.
|