Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика сезона лето
При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека ет жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий " время года", " лето". Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. Воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возрас та активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опас ность. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, беле на черная, болиголов пят нистый, паслен черный, собачья петрушка). Ознакомление с признаками летнего сезона Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, пе дагог знакомит их с характерными отличительными признаками лет него сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, харак терными для этого времени года явлениями, которые они могут на блюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одеж ды от погоды. В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и боль ше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают про стейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы. Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распоз навать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, пове дению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соот носить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционально го освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что поз волит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепен но в словарь дошкольников вводятся сло ва, характеризующие то или иное состо яние погоды (знойный ветер, тихий вете рок, солнечная погода и др.). На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним ут ром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой по годы — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогно зировать состояние погоды. Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в кален даре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народ ный календарь времен года (лета). Детям интересно будет узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с приро дой. Это отражает русский земледельче ский календарь. Совместно с родителямидошкольники могут составить альбом пословиц, поговорок и загадок о лете, которые являются своеобразной системой знаний о явлениях природы. С приходом летних дней воспитатель со старшими дошкольника ми может выяснить " Как солнышко по небу прогуливается". Детей подводят к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень ра но, когда еще большинство людей спит, а заходит позд но (летние прогулки затягиваются в июне до 17 ч). Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю лыжную палку (гломон) и на блюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается сол нце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это про исходит в полдень. Чтобы воспитанники могли выявить причину сезонных измене ний природы, можно предложить модель " Продолжительность дня в разные сезоны". Установив связь этого явления с высотой солнца на небе, дошкольники смогут показать траекторию движения солнца в это время года на рисунках: оно поднимается высоко над горизон том — увеличивается долгота дня. Прямые солнечные лучи больше всего отдают тепла земле — наступает лето. Таким образом, детей знакомят со сменяемостью времен года в зависимости от по ложения Земли относительно Солнца, времени ее дви жения в течение года. Одновременно уточняются зна ния дошкольников о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для всего живого на Земле — рас тений и животных. При ознакомлении детей с Солнцем также можно исполь зовать графическую модель " Кому нужно Солнце", которая пред ставляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнеч ном свете и тепле. С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести игру " Почему наступает другой день (се зон)? ", в которой бы отражались действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети выполняют зада ние на листе, где схематически изображены Солнце и Земля. Дошколь никам предлагается закрасить синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а зеленым — на котором лето. Для обобщения полученных представлений можно провести бе седу " Круглый год": какие времена года вы знаете, какое время года самое теплое, почему летом тепло, почему сменяются времена года, части суток. На основе полученных знаний детей знакомят с состоянием раз личных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния — степень удов летворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитать продолжает расширять представления воспитанников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета во время прогулок на луг, в лес, парк, сквер воспитатель отмечает, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений. В это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений. В начале лета следует обратить внима ние ребят на цветущие кустарники — сирень, жасмин. В конце ию ня — начале июля можно рассмотреть цветущую липу, обратить вни мание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы. С изменениями в неживой природе связаны сезон ные изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам уста новить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.
|