Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В уголке природы можно посвятить занятие какой-нибудь птице, например щеглу, канарейке.
Постепенно ребята замечают, что совсем не видно насекомых: бабочек, жуков, кузнечиков. Можно предложить детям поискать насекомых под опавшими листьями, в щелях и трещинах коры, под камнями и подумать, почему они туда попрятались. Также воспитатель отчасти напоминает, а отчасти рассказывает об изменениях в жизни лесных животных: белка запасает корм, ёж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет свою шубку. Ребята помогают готовиться к зиме животным из уголка природы – заготавливают для них корм (семена конского щавеля, подорожника, колоски хлебных злаков; душистые травы – мяту, донник, а также песок и камешки)). Ознакомление с явлениями осенней природы Дошкольников старшего возраста В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, с влиянием неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни ребёнок уже способен сравнивать, обобщать признаки наблюдаемых предметов и явлений, самостоятельно мыслить. Развивается любознательность. Уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста достаточен для усвоения ими систематизированных знаний о сезонных изменениях в природе. Ребёнку пяти-шести лет доступно и осознание последовательности природных явлений. Поэтому в старшей группе у детей формируют обобщённое представление о временах года. Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание дошкольников на признаки наступления этого сезона. Систематически (из окна комнаты, на прогулках и экскурсиях на природу) с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой. Помимо уже привычных наблюдений (за длительностью светового дня, изменением температуры и активностью солнца), ведутся и новые. С помощью воспитателя дошкольники замечают, что в начале осени небо ясное с небольшими облачками, воздух прозрачный. В конце – небо серое, часто в тучах. Наблюдения ведутся до и после дождя, чтобы ребята чётко осознавали его связь с тучами. Вместе с педагогом дети ежедневно отмечают силу и направление ветра. Поздней осенью внимание воспитанников фиксируется на том, что, когда они просыпаются утром, за окном темно. Подводите их к выводу, что дни стали короче (солнце всходит позднее, а садится раньше). Дети узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности погоды в данный сезон. В этом возрасте они уже могут характеризовать состояние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнечная. Благодаря этим умениям, а также постоянным наблюдениям за погодой (утром и вечером заметно холоднее, чем днём; в середине и в конце осени холода усиливаются, лужи замерзают, крыши покрываются инеем) у детей формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том, что оно являетсяисточником света и тепла. Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года. Лучше всего для этого использовать модель «Путь солнца». В рассказе о пользе солнца для всего живого на земле поможет графическая модель «Кому нужно солнце». Для познания причин смены сезонов нужно провести игру, в которой отражаются действия, моделирующие движение земли вокруг солнца: «Почему наступает другой сезон?». Дети самостоятельно определяют связь между расположением земли относительно солнца и сезоном. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников о временах года необходимо читатьхудожественную литературу: К. Д. Ушинского «Осень», Н. И. Сладкова «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и др. В этих же целях хорошо зачитывать отрывки из соответствующих стихотворений и загадывать загадки. Чтобы сформировать у детей обобщённое представление об осени как о времени года, когда существенно меняются условия жизни для живых существ, можно провести занятие «Осень», на котором дошкольникам предлагается объяснить пословицы, связанные с особенностями осенней природы. Можно рассказать детям, что осенью один день бывает равен ночи, и он называется днём осеннего равноденствия. В это время года на вечерних прогулках уже видны звёзды и луна. Нужно объяснить воспитанникам, что они находятся на небе всегда, хотя днём их не видно. Иногда их не видно и вечером, дети должны уметь связать это с облаками. В целом в старшей группе у дошкольников формируют представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, о некоторых метереологических явлениях, влияющих на процессы в живой природе.
|