Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. План лекции: статистика как общественная наука






ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Статистика как общественная наука.
  2. Предмет, метод и задачи статистики.
  3. Основные понятия, используемые статистикой.

 

  1. Статистика как общественная наука

Цель изучения темы: ознакомление с понятиями статистики, основными терминами; изучение предмета, методов и задач статистики.

Рыночная экономика наполняет новым содержанием работу предпринимателей, менеджеров, экономистов. Элемент случайности постоянно должен учитываться в рыночных отношениях, а это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки специалистов.

Термин «статистика» произошёл от латинского слова «status» -- положение, состояние явления. В настоящее время этот термин употребляется в различных значениях.

Во–первых под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие общественные явления.

Статистикой также называют особую науку, то есть отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.

Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки специалистов высшей квалификации.

Между статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения управленческих задач.

Статистика имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие было обусловлено общественными потребностями того времени в подсчёте населения, скота, учёте земельных угодий, имущества и т. д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к временам ещё до нашей эры. В Древнем Риме проводились цензы (учёты) свободных граждан и их имущества.

По мере развития общественного производства, внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это потребовало расширения деятельности статистики, вело к совершенствованию её приёмов и методов.

 

2.

Предметом статистики как науки являются количественные стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, а также в условиях конкретного места и времени. Итак, основными чертами предмета статистики являются:

- статистика изучает общественные явления;

- статистика изучает массовые общественные явления;

- статистика изучает количественные стороны этих явлений.

Статистика изучает явления и процессы, происходящие в экономике в целом, в её областях, на отдельных предприятиях, а также влияние отдельных факторов на количественные стороны общественных явлений.

Статистическая методология призвана точно измерить и описать массовые данные, измерить и проанализировать дифференциацию явлений.

Для отражения экономического состояния и учёта всех тенденций развития явлений в статистике применяются методы:

- массовое статистическое наблюдение;

- обобщающие показатели;

- система показателей, характеризующих объект со всех сторон;

- таблицы и графики

- система национальных счетов

Для статистической методологии важнейшим является закон больших чисел: в массе индивидуальных явлений общая закономерность проявляется тем полнее и точнее, чем больше явлений охвачено наблюдением. В числах, суммирующих результат массового наблюдения, проявляются закономерности, которые нельзя обнаружить на небольшом числе фактов. Тенденции и закономерности, выявленные на основе закона больших чисел, действительны как массовые тенденции, а не как закон для каждого отдельного элемента.

Перед статистикой стоят следующие основные задачи:

- изучение характеристик и закономерностей распределения явлений;

- исследование закономерностей развития явлений во времени и в пространстве;

- изучение взаимосвязи между явлениями, то есть определение влияния отдельных факторов на конечный результат;

- контроль достоверности информации о состоянии изучаемого объекта;

- обобщение и прогнозирование тенденций развития экономики;

- выявление резервов повышения эффективности экономики.

 

3.

В статистике применяются следующие понятия:

Статистическая совокупность – множество объектов или явлений, объединённых общей связью. Объекты, входящие в статистическую совокупность. Обладают несколькими общими признаками и могут различаться между собой рядом других. Таким образом, из одних и тех же объектов можно выделить ряд статистических совокупностей. Совокупности могут быть:

Однородными – у которых один или несколько изучаемых признаков являются общими (отличаются незначительно);

Разнородными – в которые входят разные типы явлений.

Кроме того, статистические совокупности могут быть стационарными (не изменяются в течение заданного промежутка времени) и динамическими

Единица совокупности – отдельный объект или явление, образующее статистическую совокупность. То есть статистическая совокупность состоит из множества единиц совокупности.

Признак – свойство, характерная черта или особенность явления (объекта), которую можно наблюдать и измерить.

Признаки могут быть:

Количественными – отличающимися друг от друга величиной;

Качественными (атрибутивными) – отличаются содержанием.

Основными ( определяют главное содержание явлений ) и второстепенными (дают дополнительные сведения о явлениях);

Первичными (получают при сборе данных) и вторичными (получают в процессе обработки и анализа данных);

Варьирующими (принимают различные значения у отдельных единиц) и постоянными (неизменны для всех единиц).

Статистический показатель – обобщённая количественная характеристика явлений и процессов. Статистические показатели называются натуральными, когда они выражены в единицах счёта или физических единицах измерения. Количественные (объёмные) связаны с измерением общей величины объекта. Качественные характеризуют уровень развития явления.

Совокупность показателей, отражающих развитие явления со всех сторон, называется системой показателей.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал